Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Баннер лидеры
15:45, 08 февраля 2021

Молодой учёный Николай Фомичёв: «Надо бить в одну точку, совершенствоваться в профессии»

Молодой учёный Николай Фомичёв: «Надо бить в одну точку, совершенствоваться в профессии»Фото: Личный архив Николая Фомичёва
  • Интервью

8 февраля, в День российской науки, герой нашей публикации — кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений, зарубежного регионоведения и политологии Белгородского государственного университета.

Николай Фомичёв знаком мне много лет. Было время, мы играли в одной команде «Подкова» на чемпионате по спортивной версии игры «Что? Где? Когда?» в Белгородском ЦМИ за Шебекино. В качестве членов жюри участвовали в Фестивале национальных культур «Синергия», который проходил в нашем городе. Николая я знаю как человека педантичного, интеллектуально развитого, с хорошим чувством юмора и весьма скромного. Общение с ним на любые темы всегда увлекательно, позитивно, всегда складывается по‑товарищески.

Николай по‑прежнему живёт в Шебекино. Здесь же он закончил тогда ещё гимназию, ныне школу № 4. Если можно считать гуманитарное знание наукой в полном смысле слова, то всегда любил историю, читать книги. Получается, что связать свою жизнь с наукой им было решено ещё в детстве. 

— Николай, что привело к этому, что послужило толчком?

— Поступив на исторический факультет, я хотел заниматься чем‑то «научным», быть в этой среде. Поэтому траектория моего образования неизбежно пролегла из аспирантуры в преподавательскую аудиторию. Продолжаю получать образование и сейчас, изучая литературу и общаясь с коллегами. Узнаю что‑то новое в области знаний, с которой связал свою жизнь. Стремлюсь получать от этого удовольствие.

Николай сейчас преподаёт «Историю международных отношений», «Теорию и историю дипломатии» студентам и магистрантам специальностей «международные отношения», «зарубежное регионоведение», «политология». Научное подразделение носит «интернациональный характер». Обучение проходят будущие специалисты-международники, дипломаты и политологи — те, кому интересна внешняя и внутренняя политика, иностранные языки, кто с интересом и любопытством смотрит на карту мира.

Фомичёв признаётся, что его работа сопряжена с необходимость глубокого погружения в особенности других культур. Обучение студентов-иностранцев требует находить новые возможности межкультурного сотрудничества. Вовлечение и студентов, и преподавателей в обсуждение общих проблем создает необходимую творческую атмосферу для новых идей. Учебный процесс занимает много времени и усилий. Но приносит удовлетворение от совместной работы над сложными проблемами современной политики.

Молодой учёный Николай Фомичёв: «Надо бить в одну точку, совершенствоваться в профессии» - Изображение Фото: Личный архив Николая Фомичёва

— В чём плюсы и минусы того, чем приходится заниматься?

— Главный плюс, без сомнения — новые знания и впечатления. Минус — чрезвычайная загруженность. Впрочем, это часть нашей современной «конкурентной» действительности. Я защищал диссертацию по теме: «Гражданская война в Испании 1936–1939 гг. и британская внешнеполитическая пропаганда». Это была работа не только над конкретной проблемой истории международных отношений, но и изучение фактора психологического воздействия на общество. Проблема весьма актуальная в наш информационный век. Несмотря на то, что формулировка выглядит скучновато, я работал в архивах и библиотеках с вдохновением. Открыл для себя, что только глубокое знакомство с конкретным вопросом, а для историка международных отношений — с конкретной эпохой, позволяет лучше понять общество. Увидеть параллели с современностью, а если немного пофилософствовать, лучше узнать человека, как на уровне политических связей, так и на уровне бытовом. Знание многогранно и взаимосвязано, перетекает из одной сферы в другую. Зная язык, лучше понимаешь культуру, историю и менталитет страны. 

Неоднократно Николай участвовал в конференциях и коллоквиумах в Институте всеобщей истории РАН, в конференциях в городах России, Сербии. Активно развивается сотрудничество кафедры, на которой он работает, с философским факультетом Белградского университета, Фондом поддержки публичной дипломатии им. Горчакова, Российской Ассоциации политической науки и другими научными и общественными структурами.

— Как вы можете охарактеризовать себя в двух словах?

— Непростая задача, Алина. Стараюсь оставаться собой. Никогда бы не занимался таким делом, к которому нет склонности.

Для Николая Фомичёва самое большое достижение за годы работы — признательность студентов. Когда он видит, что его лекции нравятся, узнанное ими вызывает живой интерес. Своей заслугой считает диссертацию и сертификат о знании английского языка на уровне B2 (как говорит, уровень скромный, но долго к нему шёл). Он научился находить баланс между рутиной и действительно полезной деятельностью, уделяя живым вещам науке и новым знаниям определённое время. В 2018 году вышла коллективная монография «Российские дипломаты в Испании», для которой Николай Фомичёв написал главу. С досадой признаётся, что провалы бывают и у него.

— Наша память несовершенна, в голове невозможно удержать огромный массив информации. Отсюда несколько досадных ляпов с датами и фактами во время лекций, которые студенты быстро распознают. Иногда аудитория совершенно инертна. Приходится быть немного актером, — рассказал Николай. — Стараться сохранить этот «исследовательский интерес» и творческую атмосферу на занятии. Тоже нужно вдохновение. Многие, из тех, кто работает с большой аудиторией думаю меня поддержат. Стараюсь поддерживать себя в хорошей физической форме, с оптимизмом смотреть в будущее, стараться не поддаваться сиюминутным обстоятельствам. Как говорил итальянский антифашист Антонио Грамши: «Пессимизм — разум, оптимизм — воля». Кстати, и доля удачи и везения в научной работе определённо играет роль.

Молодой учёный Николай Фомичёв: «Надо бить в одну точку, совершенствоваться в профессии» - Изображение Фото: Личный архив Николая Фомичёва

— Опишите свою рабочую обстановку? И каковы планы на будущее?

— Мой идеал — рабочий кабинет, где я мог бы спокойно обдумать те задачи, которые стоят передо мной, как перед автором научных работ и преподавателем. Не менее важно чувствовать, что рядом есть единомышленники — для этого идеально подходит учебная аудитория. В планах продолжать начатое.

— В чём секрет вашего успеха, если в двух словах?

— Спасибо за вопрос. С моей стороны хвастаться успехами было бы нескромно. Думаю, что некоторые достижения, которые я могу записать себе в актив результат переработки, в том числе, в ночные часы. Это не лучшим образом сказывается на здоровье.

Я не могла не поинтересоваться предпочтениями героя в мире кино и литературы. Не удивительно, что Николай назвал исторические фильмы, порекомендовав замечательный фильм 1960 года «Крестоносцы» по роману польского писателя Генрика Сенкевича. В нём передана атмосфера Средневековья и дух борьбы за свободу. Последнее — общечеловеческий посыл.

— Можно ли утверждать, что вы счастливый человек?

— Да, вполне. Во всяком случая я получаю удовлетворение от того, что делаю. Я замечаю свой личностный рост. Постепенно накапливается жизненный опыт, накапливаются знания. Вижу и лучше узнаю новых людей, в каком‑то смысле это — составляющие личностного роста. Не открою Америку, если скажу, что мой главный критерий в общении доверие, умение преодолеть эгоизм, открытость. 

— Вы любите свою работу?

— Да, конечно. Как я говорил ранее, сейчас я на своем месте. Живу почти исключительно работой. Если бы было больше времени, ходил в театр, на выставки и занимался бы спортом. В свободное время много читаю.

— Какие профессиональные рекомендации помогли вам остаться в профессии?

— Очень интересный вопрос. Пожалуй, даже не профессиональные, а бытовые. Один знакомый, мудрый пожилой человек советовал: «Бить в одну точку». Наверное, для совершенствования в любой профессии это необходимо. Хотя студентам стараюсь советы не давать. Они взрослые люди со сложившимся мировоззрением, если они что‑то и возьмут от меня, то только то, что захотят. 

— Ранее мы говорили, о том, что преподавание на кафедре сопряжено с работой в условиях межкультурной коммуникации. Нужно ориентироваться, о чём можно, о чем нельзя говорить с представителем той или иной национальности или религии. Какие ещё могут быть подводные камни в вашей сфере?

— Вспомню интересное наблюдение бывшего посла Советского Союза в Великобритании Виктора Ивановича Попова. Он писал, что, работая во Вьетнаме, наши молодые дипломаты не могли взять в толк, почему местные жители не смеются над анекдотами «про тёщ». У нас они занимают прочное место в устной традиции. В конце концов все разъяснилось: тёща во Вьетнаме — самый уважаемый член семьи, шутить про взаимоотношения тёщи и зятя почти кощунство. Думаю, согласитесь, понимание очень разное. Это без сомнения «подводный камень». Незнание культуры прямая дорога к непониманию и разрыву отношений. Каждый преподаватель нашей кафедры старается быть исключительно корректным, с уважением относясь к культуре представителей других народов. Студенты отвечают тем же. Со многими поддерживаем связь после того, как они закончат обучение. Многие работают в структурах международных организаций, дипломатических структурах, крупных компаниях, бизнесе. Мы гордимся их успехами — география широкая: от Канады до Китая.

— Когда вы в последний раз отдыхали?

— Полноценно отдыхал позапрошлым летом, почти все время с сыном. Семья приветствует и поддерживает меня во всём. Родители всегда помогали. Но все жалуются на загруженность, на то, что мало времени удается уделять чему‑либо кроме работы.

Видимо так устроен Николай Фомичёв: жить исключительно работой. Остаётся ему только пожелать – побольше часов в сутках для создания новых научных трудов и возможности посетить любимые места отдыха. 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×