Это тяжёлый, часто физический труд, требующий не только глубоких знаний, но и безграничной преданности делу. Именно такой специалист — Анастасия Колесникова — главный ветеринарный врач индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гургена Геворковича Саргсяна, фото которой размещено на Аллее Трудовой Славы Шебекинского муниципального округа. Её рабочий день начинается затемно, а путь к пациентам занимает полтора часа. От здоровья её подопечных зависит качество известной белгородской молочной продукции марки «Чао Молокао». О выборе пути, особой связи с животными и ежедневной ответственности — в нашем материале.
Анастасия Владимировна, ваше решение стать ветеринаром было осознанным шагом или детской мечтой, которая воплотилась в жизнь?
Это была именно мечта, зародившаяся ещё в школьные годы, в пятом классе. Я шла к ней целенаправленно: сначала получила среднее профессиональное образование, затем без промедления поступила на специалитет. Весь процесс обучения занял около десяти лет, и я не считаю его завершённым — в планах поступление в аспирантуру. В нашей профессии процесс познания бесконечен.
Что же повлияло на этот выбор, если в семье не было примеров для подражания?
Действительно, я в семье первая и единственная, кто выбрал этот путь. Всё началось с детства, после переезда из города в село. Меня с четырёх лет очаровали коровы, которые были у бабушки, а потом и у отца. Возникла особая, ни на что не похожая связь. Я испытываю любовь ко всем животным, но именно крупный рогатый скот — это моя специализация и моё призвание.
Где вам удалось получить специальное образование?
После девятого класса я поступила в Белгородскую государственную сельскохозяйственную академию имени В. Я. Горина, которая впоследствии была преобразована в университет (БелГАУ). Именно там я продолжила обучение и туда же планирую вернуться для поступления в аспирантуру.
Возникали ли у вас сомнения в правильности выбранного пути за годы учёбы и практики?
Нет, ни разу. Я уверена, что нашла своё призвание.
В чём вы видите принципиальную разницу между работой с сельскохозяйственными животными и лечением домашних питомцев?
Я работаю и с теми, и с другими. Однако с коровами у меня установилось своего рода взаимопонимание на интуитивном уровне. Мне проще понимать их состояние, их потребности.
Расскажите о масштабах хозяйства, какое поголовье находится под вашим попечением?
Общее поголовье на ферме, включая молодняк, составляет 647 животных. Из них 302 — это фуражные, дойные коровы, молоко которых идёт на переработку.
Ваши обязанности ограничиваются только лечением? Или они шире?
Лечение — лишь вершина айсберга. Не менее важная часть — это профилактика заболеваний, ведение обширной ветеринарной документации, работа в федеральных системах («Меркурий», «Хорриот») для обеспечения прослеживаемости продукции. Я лично контролирую качество поступающих кормов, так как от этого напрямую зависит здоровье животных и, как следствие, качество молока.
Как выглядит ваш обычный рабочий день?
Мой день начинается в шесть утра с дороги: из Губкинского района, где я проживаю, до фермы — 82 километра. Путь занимает около полутора часов. По прибытии первым делом я совершаю обход. Начинаю с телят, им требуется самый пристальный и внимательный уход. Затем осматриваю основное стадо. В течение дня — плановая вакцинация, лечение, оформление документов. Вечером — обязательный повторный обход, чтобы лично убедиться, что все животные здоровы. Рабочий день ненормированный: бывают сложные случаи, например, затяжные роды, которые требуют присутствия до позднего вечера. Пока не убедимся, что и мать, и телёнок в порядке, я не уеду.
Что было самой сложной ситуацией в вашей практике?
Наиболее сложными всегда являются случаи родовспоможения. Один из последних — роды, которые длились 13 часов. К счастью, всё завершилось благополучно.
Ваша работа предполагает серьёзный физический труд. Вам приходится совмещать роли хирурга, акушера, санитара?
На сегодняшний день я практически единственный специалист такого профиля на ферме. Помощник участвует в процессе вакцинации, но основные задачи — хирургия, акушерская помощь — лежат на мне. Работа физически тяжёлая, но когда видишь результат и понимаешь свою причастность к сохранению жизни и здоровья животных, это придаёт силы.
Как вам удаётся находить общий язык с животными? Чувствуют ли они ваше намерение помочь?
Безусловно, чувствуют. Тех, кого удалось выходить из серьёзного состояния, видно особенно. Животные не могут сказать, что у них болит, но они могут это показать — нужно лишь уметь считывать эти сигналы. Между нами возникает особая связь, и их благодарность читается в глазах. Конечно, встречаются и своенравные особи, но главное в работе с ними — сохранять спокойствие, не проявлять агрессию, дать понять, что ты здесь, чтобы помочь. Индивидуальный подход можно найти к каждому.
Ваши подопечные носят клички? Соответствуют ли они их характерам?
Разумеется. У каждой коровы не только имя, но и уникальный характер. Есть «Тихоня», полностью оправдывающая своё имя, а есть «Атаманша» — с непростым нравом, требующая особого подхода. Я знаю историю каждой коровы в основном стаде: дату рождения, особенности отёлов. Это необходимо для эффективной работы.
Сталкиваетесь ли вы с профессиональным выгоранием? Как удаётся с ним справляться?
Периоды усталости и напряжения бывают, особенно в моменты решения сложных задач. Но это не выгорание, а скорее поиск оптимального пути. Он всегда находится благодаря поддержке коллектива и, что крайне важно, нашего руководителя, Гургена Геворковича Саргсяна. Его поддержка с первых дней работы для меня, как для молодого специалиста, была неоценимой.
Что бы вы посоветовали молодым людям, раздумывающим о карьере ветеринара в сельском хозяйстве?
Никогда не останавливаться в профессиональном развитии. Ветеринария — это безграничное поле для деятельности. Но главное — это идти в профессию с любящим сердцем и душой. Без этого никакие знания не будут работать в полную силу. Сегодня как никогда не хватает именно увлечённых специалистов в сельском хозяйстве.
В преддверии праздника что бы вы пожелали коллегам? И что главное в вашей работе: твёрдая рука, любящее сердце или холодный расчёт?
Я желаю коллегам не останавливаться на достигнутом и постоянно двигаться вперёд. А главным в нашей работе, без сомнения, является любящее сердце. Именно оно позволяет относиться к делу с душой. Не зря говорят: врач лечит человека, а ветеринарный врач — человечество. Я убеждена, что это именно так.