На Аллее Трудовой Славы Шебекинского городского округа размещён педагогический коллектив средней общеобразовательной школы №4 города Шебекино Белгородской области. Директор школы Елена Касьянова согласилась дать интервью, рассказать о жизни учебного заведения в нынешней ситуации, о труде педагогов на благо учеников и нововведениях в образовательных программах. Также она сообщила об успехах обучающихся в различных конкурсах, олимпиадах и проектах муниципального, регионального и даже всероссийского уровня.
Елена Ивановна, расскажите о рабочих и человеческих взаимоотношениях сотрудников внутри коллектива.
Знаете, наш преподавательский состав с обеих точек зрения – это коллектив единомышленников, очень интересных, самодостаточных людей, каждый из которых прекрасно выполняет свои рабочие обязанности и умеет проявлять свою готовность помочь товарищам в любой трудной ситуации. Многие из моих коллег оказывают помощь нашим военнослужащим, занимаются волонтерской деятельность. А две сотрудницы нашей школы – участницы местной территориальной самообороны. Они помогают вывозить раненых и оказывают всевозможную помощь тем, кто находится на линии соприкосновения. Большое количество учителей участвуют в конкурсах профессионального мастерства, а некоторые из них становились победителями конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование», за что были отмечены грантом Президента Российской Федерации. Такой чести были удостоены следующие педагоги: Наталья Захаровна Арнаутова, Елена Владимировна Дрожжина, Елена Ивановна Касьянова, Оксана Анатольевна Тарасова, Ольга Анатольевна Волкова, Татьяна Ивановна Тяжлова, Татьяна Григорьевна Новикова. Этот факт говорит о грандиозном потенциале педагогов школы. Наш коллектив разновозрастной, и среди сотрудников есть как молодые кадры, которые имеют опыт работы не более 5 лет, так и преподаватели со стажем, приближающимся к 50-летнему юбилею. Одна из таких преподавательниц – Ольга Ивановна Коровянская, которая была моей первой учительницей. Она пришла работать в школу вожатой в возрасте 17 лет и работает по сей день, ни на секунду не допускает мысль уйти из школы.
На протяжении уже целых двух лет в четвертой школе существует ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра, благодаря которому они могут обучаться в школе и проходить процесс социализации. С появлением этого класса появились изменения в штатном расписании, и в педагогическом составе появились дефектолог, тьюторы, психолог и логопед. Все они качественно выполняют свои обязанности и имеют большое количество достижений в работе с детьми. Я могу с уверенностью заявить, что работать в таком коллективе, как наш – это настоящее счастье!
Елена Ивановна, расскажите, пожалуйста, об успехах ваших учеников. Может быть, среди них есть призеры и победители различных конкурсов?
Наши дети при наставничестве своих педагогов участвуют во всем, что нам предлагают. И я считаю, что моя задача как директора – сделать все для того, чтобы сохранить здоровье учеников и дать им знания, которые смогут помочь им стать успешными. У нас получается выполнять эту установку: все ученики, которые претендуют на медали, подтверждают свои знания на Едином государственном экзамен и получают заслуженный результат. Отличным примером в этом году послужила выпускница Любовь Пушная, которая, несмотря на обучение в дистанционном формате, сумела набрать на ЕГЭ по истории 100 баллов и пополнить «копилку стобалльников» четвертой школы, став пятой стобалльницей в истории школы.
Много детей нашей школы участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников, большинство из которых становятся победителями и призерами муниципального уровня. Но также есть дети, которые сумели проявить себя и на региональном уровне. Одной из таких учениц стала Мария Воронина, которая в прошлом году стала победителем региональной олимпиады по биологии и призером по химии и литературе. А в этом году она стала четырежды призером по химии, биологии, русскому языку и литературе. Также призером по географии на региональном этапе стал Дмитрий Роганин. Многие дети нашей школы включены в муниципальный банк данных «Одаренные дети». Также в этом году 2 команды детей (историков и математиков) от нашей школы приняли участие в конкурсе «Мы – Белгородцы! Думай, решай, действуй!» и стали призерами по обоим предметам. Также дети принимают участие в конкурсах исследовательских работ «Первые шаги в науке», «Меня оценят в XXI веке» и «Большие вызовы». Во всех этих интеллектуальных состязаниях ребята занимают призовые места, и эти показатели с каждым годом только возрастают. Ученица, которая уже упоминалась ранее, Мария Воронина, помимо всех перечисленных заслуг, также удостоена Губернаторской стипендии в номинации «Образование» за все достижения и призовые места в олимпиадах и конкурсах, одним из которых стал статус призера на межрегиональной олимпиаде при Томском государственном университете и лауреата Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о родной культуре на родном языке. Обучающиеся также реализуются в творческом направлении и участвуют в таких конкурсах, как «Рукотворная краса Белогорья», «Белогорье - мое вдохновение».
Развивается и направление программирования. Дети пробуют себя в робототехнических фестивалях, а Николай Семенякин и Анастасия Кучеренко стали, соответственно, победителем и призером областного фестиваля инженерных кейсов «Мы – семья!». В этом году выпустился Владислав Новосельцев, который точно еще заявит о себе как талантливый программист.
Вы говорили о появлении в вашей школе ресурсных классов для детей с расстройством аутистического спектра. А о каких еще нововведениях в вашей школе вы можете рассказать?
С удовольствием расскажу о медицинских классах, которые появились в нашей школе пару лет назад. С 2016 года наметилась тенденция, в рамках которой преобладающее большинство учеников стали выбирать для сдачи Единого государственного экзамена химию и биологию. И, как показывала статистика, эти предметы выбирались для поступления в высшие учебные заведения с медицинскими специальностями. С каждым годом количество выбора этих предметов возрастало, и в 2022 году школой вместе с управлением образования было принято решение о создании медицинского класса, первый из которых появился в Большетроицкой школе, а второй - уже в нашей. Выпускники первого медицинского класса, помимо обучения, освоили программу профессиональной подготовки «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», которую вела старшая медицинская сестра травматологического отделения Шебекинской ЦРБ Верютина Наталья Александровна. Помимо этого, элективные курсы медицинских классов вели врачи Шебекинской ЦРБ. Поскольку это региональный проект при поддержке нашего губернатора Вячеслава Владимировича Гладкова, школа в его рамках получила оборудование, которое помогает дать учащимся все необходимые знания и практические навыки. Этот позволяет детям научиться вводить внутримышечные инъекции, делать базовую сердечно-легочную реанимацию, освоить технику иммобилизации конечностей и наложения кровоостанавливающего жгута. Помимо этого, часть оборудования в этом классе позволяет им на наглядном примере изучать внутренние органы человека и их расположение. Такое нововведение позволяет осуществлять качественную подготовку кадров медицинской отрасли. В условиях этого проекта дети также получают специальную одежду, а также брендированные вещи, которые можно носить в любое время. То, как обустроен медицинский класс – это не просто оформление, этот тот бренд, который разработан на региональном уровне для каждого медицинского класса, участвующего в проекте «Медицинский класс Белогорья». В этом году планируется открытие предпрофильного класса для подготовки ребят к обучению по медицинскому направлению уже с 14-15 лет. Благодаря наличию такого оборудования дети четвертой школы обладают навыками оказания первой медицинской помощи. Также эти технологии использовались для приобретения таких умений всем персоналом четвертой школы.
Сильно ли ухудшилось восприятие детьми образовательной программы с переходом обучения в дистанционный формат? И какие, по-вашему мнению, у этого основные недостатки?
Я считаю, что все зависит от позиции коллектива. Начиная с времен перехода на дистанционное обучение из-за коронавируса, весь преподавательский состав начал осваивать электронную образовательную платформу «Сферум», где были сформированы классы и куда были загружены все дети. Мы с коллегами проводили онлайн-мастер классы, благодаря чему постепенно привыкали к такому формату работы и проблем, препятствующих образовательному процессу, не возникало. Качество такого обучения нельзя сравнить с очным, но, тем не менее, мы сделали все возможное, чтобы получать максимум в условиях, в которых мы находимся. Для минимизации потерь качества уроков многие преподаватели приобрели графические планшеты. Они стали использовать онлайн-доски для передачи графической информации. А, вообще, по-моему, качество получаемых знаний зависит от трех факторов: учитель, ученик, родитель. Учитель делает все возможное для разъяснения программы ученикам, в то время как ребенок должен хотеть воспринимать то, что до него стараются донести. А в случае, когда ребенок начинает лениться, необходима поддержка родителя. Но никакое качественно организованное дистанционное обучение никогда не заменит живое общение ученика и учителя. Это и является основным из недостатков дистанционного обучения. Сами преподаватели хотят очно заниматься с ребятами, поскольку это более привычный формат. Это позволяет уделять больше внимания каждому ученику, индивидуально взаимодействовать с ним. И все же, несмотря на все минусы, при желании ребенка и педагогического коллектива обеспечить ученикам достойное образование вполне реально.
Как вы считаете, почему вашу школу считают одной из самых успешных в Шебекино?
Знаете, мы хотим обучать детей и стараемся делаем свою работу качественно. Но сказать, что мы достигли абсолютного успеха или максимума, я не могу, поскольку в любом деле всегда есть куда расти. Мы стремимся к тому, чтобы количество успешных учеников постоянно увеличивалось, и верим, что каждый год может быть лучше предыдущего по достижениям и качеству полученных знаний обучающихся. Самое главное как в нашей работе, так и в жизни каждого человека – никогда не останавливаться на достигнутом! Помимо учебного процесса, сплоченность нашего коллектива проявляется в благоустройстве территории школы, которым занимаются сотрудники школы. Мы решили создать уютный школьный двор. В этом нам помогали родители: кто-то привозил посадочный материал, кто-то оказывал помощь физически. Затем мы участвовали в областном конкурсе на лучшее благоустройства школьной территории, лауреатами которого стали в 2022 году. Это еще раз показало сплочённость нашего коллектива и готовность каждого из преподавателей прийти на помощь, если это необходимо.
Елена Ивановна, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как вы попали в сферу образования, это было именно ваше желание или на этом настояли родители?
Я родилась в Шебекино и живу здесь с самого рождения. Помимо того, я сама окончила эту школу, и до сих пор моя жизнь связана с ней. А насчет образования, сколько себя помню, я всю жизнь хотела быть учительницей, даже в детском саду, когда еще не видела ни одного преподавателя перед глазами. Мои сестра и младшие братья вспоминают, как в детстве я всегда играла только в учителя. У меня словно от рождения было это желание. Когда я училась в школе, я всегда думала, как я бы поступила в той или иной ситуации, будучи на месте моего преподавателя. В школе мне повезло, поскольку ни один из моих педагогов не разочаровал меня и не погасил мое желание в будущем работать в этой сфере. Позже я отучилась в Белгородском государственном университете, после этого первый год работала в школе N6, затем перешла в школу N4 и работала учителем русского языка и литературы, пока 8 февраля 2008 года меня не назначили на должность директора. Изначально мне казалось, что я предаю свою профессию. Но я решила для себя, что не перестану быть учительницей. И, получив многолетний опыт работы на своей должности, могу сказать, что нельзя руководить педагогами, не будучи самому учителем. Работа учителем помогает мне принимать оптимальные для всех управленческие решения.
Есть ли на данный момент какие-то планы по созданию и реализации каких-то новых проектов в рамках школы или образовательного процесса?
Планы, конечно, есть. Одно из таких нововведений - это открытие центра «Точка роста» с первого сентября этого года. Все необходимое оборудование уже получено, и скоро начнутся ремонтные работы по оформлению и брендированию помещений. Сейчас мы заявились на грант по линии «Росмолодежь» с ученицей нашей школы и до конца лета ждем результаты. Идея проектной работы, представленной на грант, - создание рекреации для проведения подвижных перемен в начальных классах. Также мы заявились на участие в конкурсе «Большая перемена» и сейчас проходим отборочный этап для дальнейшего участия. У нас огромное количество вызовов и планов, и мы все принимаем, поскольку нельзя жить достижениями прошлого, так как каждый новый проект, конкурс, грант – это развитие школы и ее рост, то, что движет нас вперед.
Проходят ли в школе какие-то воспитательные беседы, имеющие патриотический уклон?
- Конечно. Каждый понедельник в 8:00 наши учителя проводят «Разговоры о важном». Мы стараемся делать эти беседы максимально содержательными и интересными для детей. Помимо федеральной повестки, мы обязательно включаем региональный компонент. Учителя используют местный материал. К сожалению, занимаясь в дистанционном формате, не получается полноценно реализовывать программу воспитания, в которой патриотический блок занимает достаточно важное место. Но, тем не менее, насколько это возможно в наших реалиях, мы это делаем. Ребята участвуют во всех акция, проходящих в рамках дней Славы, Дня Защитника Отечества и Дня Героев России онлайн. В таком же формате участвовали в акциях «Окна победы» и «Бессмертный полк». Поэтому можно сказать, что в этом плане мы делаем все возможное.
Елена Ивановна Касьянова дала ответы на все заданные вопросы, а также показала тот самый оборудованный медицинский класс. Помимо этого, она провела небольшую экскурсию по другим школьным локациям для развития детей: коридор второго этажа, кабинеты физики и химии, восстановленные после попадания в школу боевого снаряда ВСУ, новую спортивную площадку школы, которая ждет своих учеников. Надеемся, что все как можно скорее наладится, и наши дети вернутся в школу и будут использовать все, что для них предназначено.