Сергей Рябикин с самых ранних лет мечтал стать моряком. Всему виной случай. В шестилетнем возрасте он поехал с родителями в город Батуми. Там впервые увидел море, корабли и, что называется, влюбился. Сам он родом из села Рябики Валуйского района, рос среди чернозёмных полей, у него появилась тяга к морю. Как признаётся Сергей Иванович, «романтики захотелось». После этой поездки, уже будучи школьником, начал «путешествовать по картам, по глобусам» и мечтал поскорее выйти в море. Когда первый раз парня призвали в военкомат, он сразу определился, что будет служить в Военно-морском флоте. Пошёл к военкому, так и сказал:
«Хочу служить на флоте!»
Молодого, бойкого его сразу же взяли. Вчерашний школьник попал на Краснознамённый Северный флот. Учебную подготовку проходил в Киеве. Там готовили новобранцев на все четыре флота: Северный, Тихоокеанский, Черноморский и Балтийский. Его «учебка» выпускала специалистов радиоэлектронной службы. В начале 1950-х годов появилась новая составляющая РЭР радиотехническая разведка. В 1954-1988 годах было построен и введен в боевой состав ВМФ СССР 71 разведывательный корабль различных проектов, наибольшее количество РЗК было в 1970-1980 годах. Один из них - гидрографическое судно ГиСу «Пелорус», где и начал служить Рябикин.
«После учений в декабре мы вышли в дальний поход – на восточное побережье США. Мне повезло в кавычках. Два моих похода и оба в декабре. А это страшные шторма, обледенение. Если выпадало свободное время от вахты, мы чистили лёд. Это нужно было делать обязательно, так как в истории бывали такие случаи, когда корабль обрастал льдом и переворачивался. До побережья Америки мы шли 21 день. Уже был конец января – начало февраля, это были тропики, жара, мы в феврале загорали в море. Так подошли к военно-морской базе, там стояли, записывали все корабли, которые выходили в море, подводные лодки. Поднимались до границы с Канадой и глушили мотор», - вспомнил Сергей.
Потом судно двинулось в сторону Кубы, там простояли четыре дня, заправились пресной водой, едой, фруктами. По словам Сергей Ивановича, на Кубе живут простые люди. Местные жители очень дружелюбно приняли моряков.
«На суше нас гостеприимно встретили и первые слова гида были такими: «Чувствуйте себя в нашей стране как у себя дома, потому что без вас не было бы нас!». Мы очень интересно провели время: посещали экскурсии по городу, музеи, загорали на пляже, купались в море. Хорошо отдохнули, набрались сил, потом опять пошли к Америке, ещё полтора месяца пробыли в море, потом пришли опять на Кубу»
Когда живёшь в море по несколько месяцев, не видя суши, хочешь – не хочешь, а приходится подстраиваться под новые реалии. Самое главное – это не мешать друг другу и быстро ориентироваться. К примеры, на корабле более 500 дверей. Каждая дверь стояла под номером. Нужно было изучить каждую, чтобы хорошо ориентироваться, что где находится.
«Должность моя была приборщик у командира, внештатный медик и киномеханик. Я прослужил на флоте 3 года. Это хорошая школа жизни, я благодарен, что попал именно туда. Во-первых, это дало мне дисциплину, там меня приучили к порядку, у нас на корабле четыре раза в сутки была приборка. Я убирал у командира в каюте: кабинет, спальню и ванную. Я драил «медяшки», палубу, резину белил. На море совсем другой распорядок дня. Подъём был в 10 часов утра. Приборка, наведение порядка, в 12 часов обед. На флоте после обеда до 15.00 называется адмиральский час, типа тихого часа. В 18.00 ужин, в 21.00 команда пьёт чай. Ровно в полночь лёгкий ужин для той вахты, кто идёт на смену. То есть пятиразовое питание».
На берегу был другой режим дня, там моряков кормили четыре раза в сутки. Моряки всегда были при деле. Даже хлеб пекли сами.
«У нас был кок Володя, парень под два метра ростом, мы ему всячески помогали. Вечером он закрывал камбуз, включал плиты, в большой деревянной бочке находилось тесто, опара. Мы начинали вымешивать тесто, печь хлеб, а потом ели его с куском сливочного масла. Вы бы почувствовали этот ни с чем несравнимый аромат, когда Володя приносил нам рано утром в каюту по куску хлеба! Сон, как рукой снимало. Я в жизни такого вкусного хлеба ни ел!», - рассказал Рябикин.
Но не всё было так гладко. Самая главная проблема всех начинающих моряков – это морская болезнь. Кто-то переносит адаптацию легко, кого-то укачивает весь рейс. Сергея эта проблема, можно сказать, почти миновала. В начале его тошнило со всеми вытекающими последствиями, а через три дня как «бабка пошептала».
«Помню, как перед рейсом на этот случай выставили по бочке с солёными огурцами и селёдкой. За три дня мы по пол бочки съели. Больше ничего не лезло. Состояние, конечно, не очень приятное. Но как бы ни было плохо, нужно было работать».
Юмор был неотъемлемой частью всего путешествия. Сергей Иванович рассказал много смешных случаев. Вот один из них – командир корабля как-то объявил: «Мы проходим нулевой меридиан, смотрите внимательно на море, вон он проходит. Один мичман принял это за чистую монету. Выскочил на верхнюю палубу и стоял смотрел, где что проходит. Думал, что там будет отчетливо видно. А везде лишь море».
Прелестей было много. И как маленькому мальчику когда-то мечталось о романтике, она была каждый день.
«Раннее утро, часа три – четыре. Мы около Ирландии. В этом месте море чистейшее, я такое спокойное море никогда не видел – прямо зеркало, можно было с борта смотреть на своё отражение. Ни ветерочка, ни шороха, я очень любил встречать эти розовые рассветы. Красота неописуемая».
Период с 1975 по 1978 год Сергей Иванович провёл в море. После службы попал в Шебекино в звании «главный старшина». А получилось так. Соседи по деревне посоветовали, что в этом городе есть хорошее училище, его можно закончить и остаться работать, а также получить квартиру быстрее, чем в Валуйках. Тогда город строился, появлялось новое жильё от химзавода, БХЗ и других предприятий.
«Тогда жизнь была стабильная, определённая, можно было всё это заработать честным трудом и хорошим отношением. Я поступил в техническое училище на слесаря КИП. Практику проходил на химзводе, там и остался работать. Чуть позже меня поставили страшим по смене, получил 6-й разряд, был лучшим по специальности, дважды выдвигался на заводскую Доску Почёта, награждался грамотой Министерства нефтехимической промышленности, имею звание «Ветеран труда». Так и доработал на заводе до его закрытия. Супруга Нина Владимировна работала аппаратчиком во ВНИИПАВ. Кстати, познакомились мы на свадьбе у приятеля-моряка», - вспомнил Рябикин.
В 2007 году Сергей Иванович впервые попал на концерт ветеранов Военно-морского флота «Альбатрос» и с того момента стал его участником. За это время вместе с песенным коллективом побывал с концертами во многих городах России, Луганской Народной Республике и в Донецкой Народной Республике.
Рябикин благодарен судьбе, что в его жизни был Военно-морской флот. Моряков всегда отличало братство, взаимовыручка и юмор. По такому принципу живёт по сей день Сергей Иванович. Чем может – поможет, моряков-приятелей не забывает.
«Поздравляю всех моряков с праздником Военно-морского флота! Также особенно хочу поздравить с днём рождения капитана 1-го ранга Иосифа Фейзера, старшину первой статьи Дважды Краснознамённого Балтийского флота Виктора Сабельникова с 80-летием, старшего матроса Тихоокеанского флота Олега Лекарева с 30-летием служения в церкви. Желаю всем мирного неба над головой, здоровья и счастья!»