Ирина Черных – мастер по бисероплетению. Совсем недавно она презентовала свою персональную выставку «Чудеса ювелира» в Центре культурного развития. На ней были представлены оригинальные женские украшения и аксессуары ручной работы.
Сразу видно, когда что-то сделано с душой. Блеск в глазах выдавал Ирину при каждом слове о своих изделиях. Она загоралась, представляя, как начинала работу, подбирая нужный цвет бусин. Расцветала в улыбке, демонстрируя сложную в технике работу, на которую уходили дни и ночи. Её было не унять в повествовании о всевозможных вариантах развития в этом искусстве. Понятно было одно: уже освоенное - только начало пути рукодельницы.
Иру приучали к женскому рукоделию, можно сказать, со всех сторон. Дома вязать - мама Галина Суряднова и бабушка Мария Вараксина, которая вышивала гладью, в школе- шить и плести - учитель Мария Тимофеевна Васько. Творить Ирина любила и на сцене, всегда тяготела к танцам, к творчеству… Хоть и не пошла на танцевальное отделение, в культуре закрепилась. Работала в Зиборовском сельском Доме культуры директором, сейчас временно в отпуске по уходу за дочуркой Алисой.
«Это мой главный вдохновитель, «зажигалочка», муза. Для меня мама всё делала, всему обучила. И мне хочется не только самой научиться чему-то в творчестве, но и передать знания ей. Я - родитель, который много чего умеет. И всё это благодаря доченьке. До её рождения сама шила ей одежду, готовилась встречать ребёнка. Она у нас вымоленная. Ей хочется всё отдать. И, конечно, привить любовь к народному творчеству», - откровенно призналась Ирина в разговоре.
Совсем ещё маленькая Алиса, которой нет и года, умеет ладить с мамиными бусинками. В её гардеробе уже в три месяца появилась элегантная сумочка, которую сделала для неё мама, а после авторские украшения и даже полноценные комплекты.
Пару лет назад, когда Ирина получала высшее образование, познакомилась с народным мастером Белгородской области по бисероплетению Анной Лудан. На фестивале видела её работы, заинтересовалась. И понеслось… Изначально не многое получалось сделать, а вот с 2020 года она опять возобновила работу с бисером: побывала на выставках, фестивалях, мастер-классах. Призналась, что затянуло по-взрослому.
Броши, подвески… Конкурсы, грамоты, призовые места… Второе высшее… И её осенило: начатое дело надо продолжать и развивать, только совершенствуя мастерство. Станок для плетения был приобретён ранее, бисер тоже, множество литературы перелопачено. А фантазии ей всегда было не занимать, чего Ира и сама не отрицает.
Поначалу на одно изделие у неё уходила неделя. Руку набила уже с четвёртой полноценной работы: знала, как скрыть и заменить нитку, снять украшение со станка и сделать «бахрому», как аккуратно «затянуть» тонкий бисер. Получались целиковые герданы. После приступила к гайтанам - украшениям, у которых часть выполнена на станке, а часть натянута.
Сейчас в коллекции есть не только герданы и гайтаны, но и силянки. В старину их носили на шее по одной полоске или сразу по две-три узеньких разных цветов и узоров, соединяли несколькими нитками стеклянных бус, кораллов. Старинное украшение славянских женщин плетут из разноцветного бисера на шелковой нитке с геометрическим орнаментом.
«Очень много касается в таких изделиях украинской народной культуры. Всё переплетается. И мне безумно нравятся, что в них много красок, орнаментов, женственности. Работы получаются очень выразительные. Уже начала делать гайтаны с натяжением. А также угловые герданы, есть в виде чокеров, современные», - делится Ира.
Её творчество находило отклик. Многократно работам мастерицы отдавались первые места на конкурсах, были отмечены мастерство и самобытность изделий. Из последних: работа гердан «Матрёшка Весна» в муниципальном конкурсе «Русская матрёшка» стала лауреатом первой степени.
Желающие смогли оценить творения Черных на первой её персональной выставке в ЦКР. Где были представлены разнообразные гайтаны, силянки, сумки из акриловых бусин, браслеты, работы в технике плетения уичольские цветы. Работы невесомые и более массивные. Например, украшение, где объёмные цветы в два слоя: на шее это ощутимо, да оно единственное такое у неё в наличии. Всё это – выражение внутреннего состояния, которым мастер хочет поделиться со всем миром. И одновременно её успокоение.
«Даже не смогу сочитать, сколько сейчас работ. Десятки… Вот эту сделала за один день, а сегодня уже надела. Работа с бисером – это увлечение, но вполне могущее приносить доход. Это большое поле для изучения, поэтому на месте не сижу. Желание творить постоянное, - размышляла Ирина. – «Грибатки», «Ожерелок»… 18 -19 века – работы, интересные в изучении. Как и увлекательна история появления самого бисера и связь украшений с народными костюмами. Хочу попробовать «Косынку» - вид украшения из бисера на шею, создать свой рисунок - цветочную композицию и народные орнаменты».
Есть в коллекции собственных творений у Ирины работы-обереги: гердан «Роженицы», «Алатырь»; угловой гердан, сплетённый «Алатырь» с подвеской «Древо жизни». Они несут свой особый смысл.
«Это уже не просто ожерелье, но и защита. Сегодня на мне украшение, придающее мне яркости и делающее образ законченным. А в оберегах - настоящее народное творчество, и к этому у меня лежит душа. Заниматься современными украшениями - это моё, но работы-обереги - нечто особенное, - поясняет собеседница. – Сейчас я иду к тому, чтобы получить звание народного мастера Белгородчины. Хочется быть достойной этого. Думаю, что это моя не последняя выставка, я в вечном поиске. Сложная ситуация в стране, у нас на приграничье. Творчество отвлекает. Будет мир, будет всё!»
Дай Бог. И нечего добавить…