Local Logo
Новости Шебекинского городского округа Белгородской области
92.13
-0.37$
98.71
-0.20
+19 °С, ясно
Белгород

Водитель командующего танковой армии. Шебекинец Иван Астапов встретил Великую Победу в Берлине

12 мая 2022, 08:53ОбществоФото: Архив семьи Астаповых

Память будет жить о нём вечно.

В семье колхозников Астаповых (Масловы по уличному) Матвея Анисимовича и Татьяны Антоновны было 5 детей, средний из них-единственный сын Иван (1919 года рождения).  Он вырос крепким и любознательным парнем, помощником во всём отцу. Окончил 5 классов Первоцепляевской школы. Его взросление совпало с появлением на полях набиравших силу колхозов, сельскохозяйственной техники: тракторов и первых машин. В созданных в 1929 году по всей стране в помощь колхозам МТС появилась возможность выучиться на водителя.  Окончив курсы при Большетроицкой МТС он успел поработать в колхозе трактористом.

Фото: Архив семьи Астаповых

В 1939 году он был мобилизован на военную службу, имея права на вождение автомобиля и работы на тракторе. Это предопределило его дальнейшую судьбу. Срочную службу проходил во Львове в 25-й танковой дивизии. С первого дня войны участвовал в боевых действиях в составе Юго-Западного, Воронежского, Западного, Брянского и 1-го Украинского фронтов. Победу встретил в Берлине в мае 1945 года.

В июле 1942 года сержант И. М. Астапов был переведён шофёром 6-го отдела штаба 25-го танкового корпуса. В этой должности воевал до конца войны, в январе 1944 года был тяжело контужен, но вернулся в строй. За свою работу (так написано в наградном листе) был награждён боевыми наградами: медалью «За боевые заслуги» - февраль 1942 года, орден Красной Звезды- апрель 1944 года, медаль «За отвагу» - июнь 1944 года, «За взятие Берлина» - июнь 1945 года, «За Победу над Германией» - май 1945 года, «За освобождение Праги»  -  ноябрь 1945 года, орденом Отечественной войны 2-й степени -март 1985 года, юбилейными наградами.

«На моём рабочем столе копии наградных листов И. М. Астапова. Не перестаю удивляться грамотности штабных писарей военного времени, разборчивости и калиграфичности их почерка! И это в боевых условиях! Огромное спасибо этим рядовым солдатам войны за память о наших родных и близких, от потомков победителей», - рассказала заведующая музеем СПК «Нива» Раиса Камилова.

Из наградных листов к медалям и орденам сержанта Астапова И. М.: «Сержант Астапов И. М. является шофёром автомашины ГАЗ-2А.  Его машина при быстрых, маршевых боях корпуса прошла 1200 км без единой аварии и ремонта, никогда не отставая от основного КП. Сержант Астапов держит свою машину всегда в боевой готовности, чувствуя за собой серьёзную ответственность в том, что возит совершенно секретные документы особой важности, при самых сложных обстановках никогда не теряется и всегда находится возле машины.; «Сержант Астапов отлично сохранил автомашину, без ремонта его машина прошла 10 000 км. Машина всегда была с оперативной группой штаба корпуса, нигде не отставала, несмотря на наличие плохих дорог.  Тем самым Астапов способствовал нормальной работе отдела в боевой обстановке».  И на мой взгляд, самое главное в оценке работы нашего земляка: «Красноармеец Астапов И. М. является дисциплинированным, лучшим шофёром  в роте управления».  Эти яркие характеристики подтверждают рассказ Ивана Матвеевича в послевоенное время в кругу семьи и на работе, в редкие минуты отдыха в колхозном гараже о том, что он был личным водителем командующего 4-й гвардейской танковой армией, дважды Героя Советского Союза, генерал-полковника  Лелюшенко Д. Д.  (Лелюшенко Дмитрий Данилович-советский военноначальник, генерал армии  (02.11.1901-20.07.1987 годов)              

В семейном архиве сохранилось благодарственное письмо за подписью командующего армией и Члена Военного Совета армии гвардии генерал-майора танковых войск Гуляева.

После демобилизации 20 июля 1946 года в звании сержанта Иван Матвеевич почти 40 лет работал водителем. Очень редко рассказывал о тех семи годах жизни в суровое военное время. (К сожалению, почти не было встреч с учениками в школе, нередко, мы, дети послевоенных лет, и не знали, кто живёт рядом с нами. Очень жаль, теперь пришло время, что не у кого и спросить). Вместе с женой Анной Васильевной (участницей строительства железной дороги Н-Оскол-Ржава в военные годы, строительства ангаров на местном аэродроме) воспитали троих детей. Сын Василий Иванович работает водителем школьного автобуса, два внука, выросшие на подворье деда, после окончания высших учебных заведений выбрали профессию военных.

В семье чтят память деда Ивана Матвеевича, берегут и хранят память о нём. И мы, ныне живущие, должны знать и помнить рядовых тружеников страшной войны.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 12:45
Валовый доход субъектов МСП Белгородской области превысил 320 млрд рублей
Материал
ОбществоСегодня, 09:11
Вячеслав Гладков навестил белгородских ребят в лагерях Ставропольского края
Материал
ОбществоВчера, 11:23
Тестирование проекта «Время героев» пройдёт в филиалах Президентской академии