Мама Александра Доронина спрашивала его о том, кем он хочет стать, когда вырастет. Мальчишка смело отвечал, что директором. В общем, в каком‑то смысле его мечта осуществилась. У горожан индивидуальный предприниматель на хорошем счету и часто просто незаменим.
Мужчины в его семье — все мастера. Каждый с детства был приучен к труду. Старший брат занимался изготовлением ключей, успешно развивал этот бизнес. Папа Александра также работал в этой сфере. И он начинал с этого.
«Но мы никогда не работали вместе, у каждого была своя мастерская. Плюс к этому я обрёл новую профессию — обувщика, — рассказал Александр. – В юности испортили мне фирменные кроссовки, больше никогда не отдавал обувь в ремонт. Совпадение или нет, но судьба свела меня с мастером по ремонту обуви, посвятившим всю жизнь этому ремеслу (арендовали рядом помещение). У него я учился, хотя никогда не планировал работать обувщиком. В 2001 году, после армии, открыл своё дело. Сначала в Белгороде, затем перебрался в родной город. С первого дня я работаю сам на себя и подмастерья мне не нужны, никому не доверяю. И сыновей своих не учу, потому как молодёжь другая сейчас, у них другие интересы».
Полученную в автотранспортном техникуме специальность техника-механика Александр применяет разве что на собственном авто. Признаётся, что не любит грязной работы. Да, вы правильно прочитали. Александру удаётся на своём рабочем месте оставаться аккуратным настолько, что никогда и не подумаешь, чем он занимается.
При этом все виды услуг, связанные с ремонтом обуви детской и взрослой, ему по плечу. Делает всё: от замены набоек, подошв и каблуков, супинаторов, «молний», застёжек, пряжек, ремешков, липучек, растяжки обуви до восстановления изношенных подошв. Признаётся, что самое сложное в ежедневной работе – общение с людьми. Они ведь разные, бывает, что непрофессионалы учат, как надо работать. И к этому надо относиться с пониманием.
«Заказы все сложные. К каждой обуви свой подход. Она меняется с годами: лучше не становится, да и люди экономят на ней. Кто может себе позволить, конечно, покупают хорошую. Сам покупаю обувь дорогую, в основном это гарантия качества. Во всяком случае, советую это делать в специализированном магазине, который отвечает за то, что тебе продал. В основном люди берут обувь на сезон, а если разваливается, пытаются её ремонтировать в домашних условиях. В итоге приносят всё ко мне, — рассказал мастер. — У меня нет залежей обуви. Клиентам приятно своевременно получить свой заказ. Есть вещи, которые быстро не делаются, хотя люди думают иначе. Например, латки какие‑нибудь поставить, разобрать–собрать, обувь: проклеить – всё это требует времени».
На полках у Александра самая разнообразная обувь: туфли, сапоги, ботильоны, ботинки, детские сандалии. Возраст обуви, которую ему довелось принимать в свои руки, — самый разный. Были и «долгожители», так сказать 30 +. Они поддавались ремонту. Даже когда от долгого лежания у обуви разлагалась подошва, он производил её замену.
Интересно, что никогда не угадаешь, каких клиентов будет больше у Александра. Сегодня, например, приходили мужчины, завтра могут быть только женщины. В день Доронин может принять до 50 пар обуви. За время нашего общения он успел починить две пары. Иногда возраст обуви можно определить на глаз по модели. «Тупоносая» обувь была в прежние времена, «остроносая» — ближе к двухтысячным годам. Можно распознать характер хозяина обуви, понять, бережливый человек или нет. Сразу видно тех, кто не следит за своей обувью.
У меня сразу возник резонный вопрос к собеседнику: на что в первую очередь он обращает внимание при знакомстве с человеком. Оказалось, что прежде всего на самого человека, а не на обувь. Александр работает ежедневно, с одним выходным. Раньше на протяжении восьми лет работал без выходных. И дело не в том, что это всё‑таки основной его заработок, а в любви к своей профессии, настоящем неподдельном интересе.
От клиентов, признаётся Доронин, благодарности бывают часто. В «Доброй книге» они даже оставляют хвалебные записи за профессионализм и за то, что взял их обувь «на перевоспитание». А ведь это самое главное, пожалуй, в каждой работе – быть востребованными и по достоинству оценённым.
Александр ведёт активный образ жизни. Старается по возможности проводить больше времени с семьёй или друзьями, покулинарить дома. Супруга Евгения его во всём поддерживает.
Хочется пожелать мастеру расширить своё дело. Кстати, это есть в его планах. Хотя, как он сам признаётся, нажитое за 20 лет: машинка рукавная, станок для обработки и заточки, нитки, ножницы, клей — это всё, что ему действительно нужно. Ещё раз пожелаем Александру Николаевичу процветания дела и ценителей его мастерства в лице благодарных клиентов.