Признаться, до встречи с Кристиной Степановой ничего о работе уголовно-исполнительной инспекции управления Федеральной службы исполнения наказания ничего не знал. Вернее, знал только то, что эта служба занимается охраной заключённых. Оказывается, это не так. Инспектор уголовно-исполнительной инспекции занимается не охраной, а контролем над осуждёнными, приговорёнными к наказанию, не связанному с изоляцией от общества, а также теми, кто уже вышел из тюрьмы, но остаётся под надзором государства.
После окончания Воронежского юридического института Федеральной службы исполнения наказания Кристина Степанова была направлена на работу в Белгород. Она считает, что ей повезло работать в родном городе. Но через три года работы в управлении возникла необходимость направить сотрудника в Шебекино. Отправили Степанову. Приехала на месяц. И работает здесь уже восьмой год. Говорит, что осталась потому, что город понравился.
Сейчас Кристина старший инспектор УИИ ФСИН по Белгородской области. Капитан внутренней службы. А зона её ответственности — город Шебекино. За год через возглавляемую ею инспекцию проходит до двухсот человек. Из них около ста – «знакомые всё лица». Это те, кто попадает в зону ответственности инспекции регулярно и по несколько раз. Их правонарушения, как правило, мелкие, и суд устанавливает для них наказание, не связанное с лишением свободы. И это нередко способствует появлению у них чувства безнаказанности, что и приводит к нарушению режима, назначенного судом. Это обычно условное осуждение, обязательные работы, исправительные работы, частичное ограничение свободы, домашний арест. Запрет заниматься определённой деятельностью или занимать определённые должности. За исполнением всех этих запретов и следит инспектор уголовно-исполнительной системы.
«А начинается это отслеживание после получения копии приговора из суда, где с осуждённого берут расписку об обязательном посещении инспекции, — рассказала Кристина Степанова. — Большинство так и делает. Приходит в инспекцию, где на него заводится личное дело, заполняется анкета, паспортные данные, адрес его и родственников и так далее. После этого человек считается стоящим на учете в УИИ».
Но есть категория людей, игнорирующая данную в суде расписку. Тогда инспектор выезжает по адресу осуждённого, вручает ему уведомление о явке в инспекцию, разъясняет его права и обязанности, в том числе и предупреждает о последствиях несоблюдения порядка отбывания наказания. А последствия могут быть разные, в том числе и замена наказания, не связанного с лишением свободы, на её лишение. Сам инспектор такое решение принять не может. Его представление с аргументами рассматривает суд. И нередко удовлетворяет его. Так что шутить с инспекцией не рекомендую.
Рабочий день Степановой начинается в девять утра. Начинается работа со встреч с подопечными, которым в этот день назначено отметиться в инспекции. В беседе с осуждённым Кристина напоминает ему о его правах и обязанностях, ответственности за нарушение режима, определённого судом, и дне и времени следующего свидания в инспекции. Далее следует посещение осуждённых на дому или по месту работы, в том числе и поздним вечером тех, кто осуждён к нахождению дома с 22-х до 6 часов утра. Есть такие, кому запрещено появляться в местах, где торгуют спиртными напитками. В том числе кафе, бары и рестораны. Их периодически посещает Кристина с целью выявления, нарушающих приговор суда. Если такое нарушение выявляется, осуждённому выносится письменное предупреждение. После повторного за год нарушения инспектор обращается с представлением в суд о продлении испытательного срока, дополнении ограничений, о замене наказания на лишение свободы. Другого решения не предусмотрено. И закончиться её рабочий день может как в восемнадцать часов, так и далеко за полночь. Единственное, что несколько облегчает работу Степановой, это служебный автомобиль, который, правда, приходится водить самой.
Кристине Степановой присвоена квалификационная категория «Специалист первого класса». Она награждена двумя ведомственными медалями, несколькими почётными грамотами, в том числе и грамотой дирекции УФСИН России. А теперь вот её портрет занесён на районную Доску почёта. Это ли не подтверждение профессионализма?