Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:41, 06 июля 2020

Волшебный мир музыки. Пианистка Злата Безматерских — о деле всей своей жизни

Волшебный мир музыки. Пианистка Злата Безматерских — о деле всей своей жизниФото: Личный архив Златы Безматерских
  • Статья

Она работает преподавателем фортепианного отделения Детской школы искусств города Шебекино.

Злата Безматерских уже более четверти века служит искусству, живёт любимым музыкальным делом, щедро дарит свои умения детям. «В жизни каждого живого существа решающую роль играет дыхание», — говорил русский и советски педагог-пианист Александр Гольденвейзер. И вдохновенное дыхание в унисон с учениками, жизненная сердечная пульсация – отличительная особенность её работы.

Злата – из песенной творческой семьи. Отец в армии самостоятельно освоил баян. По просьбе командования собрал поющих солдат, разучил с ними несколько музыкальных номеров и участвовал в конкурсах стройпесни. Военная часть, в которой он служил, имела неоднократные победы. При демобилизации он получил от командования в подарок перламутровый красный Weltmeister. Этот баян он пронёс через всю свою жизнь. В семье песни исполнялись дуэтом – бархатный баритон папы и звонкий чистый голос мамы собирали друзей по праздникам, дарили радость. Этот инструмент хранится в семье и после кончины отца, как реликвия.

Дети обучались в музыкальной школе. Старший брат Константин Крючков по классу баяна закончил школу, училище и консерваторию. Сегодня работает в Детской школе искусств города Шебекино и во Дворце культуры. Он – преподаватель, руководит детским оркестром баянов и аккордеонов, является солистом и руководителем коллектива «Ретро», пишет и оранжирует песни, записывает вокалистов в студии.

В шесть лет и Злата отправилась в музыкальную школу с яркой мечтой стать музыкантом. За годы обучения девочка из‑за болезни много времени проводила в стационаре, но неизменно разучивала новые пьесы на больничных подоконниках с нарисованной клавиатурой и вовремя сдавала экзамены, участвовала в конкурсах, сочиняла музыку.

После окончания школы она поступила в Новокузнецкий областной колледж искусств, в класс заслуженного преподавателя, концертмейстера, методиста, профессора кафедры специального фортепиано, заслуженного работника культуры РФ Виктора Баскакова. Именно новосибирская школа пианизма стала путеводной звездой на все годы обучения. Наверное, самое важное на пути становления музыканта –встретить своего мастера. По мнению Златы Безматерских, огромная ответственность и преданность своему делу воспитаны этим чудесным человеком с огромной душой и пламенным сердцем.

В Шебекинской детской школе искусств Злата работает 25 лет. Сколько учеников и их родителей прошли обучение за эти годы, стали родными по увлечённости! Каждый ребенок – это планета, с её ростом, становлением, трудностями, преодолением, победой.

Фортепиано – инструмент не простой, процесс обучения – длительный и рассчитан на несколько лет плодотворной работы ученика, учителя и родителя. Педагог гордится мамами и папами своих воспитанников, их братьями и сёстрами, бабушками и дедушками, которые всячески помогают адаптироваться ребёнку, поддерживают в дальних и ближних поездках на конкурсы, участвуют в жизни класса. Значимым становится сотворчество усилий всех сторон треугольника: ребёнок – учитель – родитель.

К 75-летию Великой Победы ученики класса подготовили видеоролик с песней «Офицеры». Каждая семья получила фонограмму текста песни с отснятыми военными кадрами художественного фильма, дети с родителями выучили слова и сняли своё исполнение. Так был создан клип «Единение». Сколько в нём души и патриотизма, которые построчно склеились в фильм.

«Когда ребёнок учится, ему необходима родительская поддержка. Если на первый план в рабочем ритме выходит местоимение «мы»: «Мы будем заниматься», «Мы готовимся к концерту», «Мы поедем на конкурс» — можно наладить содружество и добиться хорошего результата в обучении», — отметила Злата Безматерских.

У педагога 16 учеников, с каждым из них она занимается индивидуально, в более старших классах появляются ансамбль, предмет по выбору – импровизация. Дети учатся в школе восемь лет по предпрофессиональной и четыре года по дополнительной общеразвивающей программам.

«Главная задача педагога по специальности – развить мышление, интеллект ребёнка. Научить его владеть инструментом, читать произведения с листа, воспитать глубокое уважение к истории музыкальной культуры. Он должен заинтересовать, терпеливо и доступно передавать свои знания и навыки ученику, разучивать музыкальные произведения разных жанров и эпох. Я всегда радуюсь даже самым незначительным успехам своих воспитанников», — рассказала Безматерских.

Не все ученики одинаково хорошо усваивают искусство игры на инструменте. Не все свяжут свою дальнейшую жизнь с музыкой. У кого‑то хороший слух и музыкальная память, но нет стабильного чувства ритма. Кто‑то прекрасно поёт, но логического мышления не хватает, у кого‑то синтез всех этих качеств, но ребёнок эмоционально нестабилен на сцене. Вариантов великое множество, но за годы обучения все пробелы заполняются, развивается гармоничная личность, образованный человек. И где бы ни оказался потом ребёнок по окончании музыкальной школы, он навсегда останется с высоким «потолком» мыслительных возможностей.

«Преподаватель Злата Безматерских – одна из лучших наших педагогов школы искусств, — рассказала директор школы Юлия Беликова. – Все, кто приходит обучаться азам игры на фортепиано, в скором времени достигают очень хороших результатов. Ребята становятся лауреатами многих престижных музыкальных конкурсов и фестивалей. Уроки этого педагога отличаются разнообразием: это и сольное, и ансамблевое, и инструментально-камерное исполнение. В этом году она была награждена Благодарственным письмом заместителя Губернатора Белгородской области. Злата является руководителем фортепианных ансамблей: шести фортепианных дуэтов, двух трио «Коллаж» и «Умка», двух квартетов «Каприччио» и «ЛавьЕ», ансамблей «Смайлики» и «Улыбка», для которых она создаёт аранжировки».

Успех одного заразителен для другого, и дети, взбираясь по ступеням конкурсной лестницы, оттачивают своё мастерство, приобретают бесценный опыт сценической жизни, тренируют волю и выносливость. Участвуя в грандиозных проектах, находясь среди единомышленников по занятиям и увлечениям, ребёнок находит своё место в обществе, является творческой единицей школы, её гордостью. Все воспитанники Златы Владимировны добиваются высоких результатов и часто становятся обладателями гран-при. Вот они: Василиса Кусмарцева, Мария Ракина, Ульяна Гладких, Анастасия Сидорова, Ольга Ракина, Светлана Басенкова, Злата Фарафонова, Алина Черняева, Дмитрий Вовканич, Маруся Томаровская, Анна Репина, Вадим Чигарев, Елизавета Евангулова, Анна Сивак, Диана Колтун и Диана Наконечная. Ребята участвуют в таких конкурсах, как «Учитель-ученик», в региональных «Джазовая импровизация», «Юный концертмейстер», в международных «Белая лира», «Созвездие соловьиного края», «Гармония», в зональных «Вербочки», «Мама, папа, я… — семья», «Поющий аккорд», в конкурсе пьес П. И. Чайковского «Подснежник», где в условиях дистанционного обучения 14 человек прислали свои записи, сделанные в домашних условиях.

Составы ансамблей разных инструментов «Смайлики» и «Улыбка» принесли в школу искусств вереницу дипломов 1 и 2 степени. Они участвовали в таких конкурсах: «Звонкие струны России», «Музыкальная мозаика», «Василёк», «Там, где музыка живёт». Ученики класса принимают активное участие в концертах школьного уровня (отчётные концерты фортепианного отделения и школы), становятся ведущими концерта, выступают в районных фестивалях «Музыкальный эксперт», «Удиви всех, выучи сам», защищают честь класса на педагогических семинарах. Готовят трогательные стихотворения-поэмы, выступают в «Музыкальной гостиной З. В. Безматерских».

Ребята поддерживают отношения со своим преподавателем и за стенами школы искусств. Благодаря работе педагога, многие связали свою жизнь с музыкой. Они живут и работают в Новосибирске, Омске, Новокузнецке, Москве, Белгороде, Шебекино, Китае, Киргизии. Везде есть благодарные бывшие ученики, которые сегодня уже стали коллегами и верными друзьями. Они не забывают своего любимого преподавателя, пишут, звонят ей, в критических ситуациях оказывают всяческую помощь и моральную поддержку. Наверное, для любого педагога — это самое главное. Видно невооружённым глазом, что Злата искренне любит своё дело, воспитанников и музыку.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×