Для подавляющего большинства из нас дорога — это небольшой отрезок жизни. Процесс перемещения из пункта А в пункт Б. Но есть люди, для которых дорога — их профессия, место работы. И естественно, что наше видение дороги, событий и ситуаций на ней возникающих, у нас отличается. Насколько и как именно, мы решили спросить у старшего инспектора отделения ГИБДД старшего лейтенанта полиции Артёма Тарасова, портрет которого за его добросовестную службу размещён на Аллее Трудовой Славы Шебекинского городского округа.
В органы внутренних дел он пришёл в 2009 году, сначала служил во вневедомственной охране. До этого я учился на кафедре безопасности дорожного движения Белгородского технологического университета имени В. Г. Шухова. А потом десять лет службы инспектором ДПС в Шебекинском отделе МВД России. Летом — зной, дорожная пыль и грязь, оглушающий грохот проезжей части, пробки и бесконечные аварии. Зимой — холод и ледяной ветер, а дальше по списку – дорожная грязь, оглушающий грохот проезжей части, и аварии. А ещё люди, которые порой едут красный свет и пересекают сплошные линии, не держат дистанцию, не пропускают пешеходов, садятся пьяными за руль.
— Артём Александрович, как обычно начинается ваш рабочий день?
— Рабочий день начинается в семь часов утра с развода и информирования, затем мы заступаем на маршруты патрулирования. Многие наши сотрудники трудятся самоотверженно, с большим интересом и любовью к работе. Главная задача для нас – помочь людям. Но ведь многое зависит и от участников дорожного движения. Если гражданин в лице инспектора Госавтоинспекции увидит человека, который заботится о жизни и здоровье всех участников дорожного движения, стоит на страже законных прав и интересов каждого, то это взаимопонимание и уважение друг к другу поможет в создании доброжелательных отношений на нашем «дорожном пространстве». Ведь принцип работы Госавтоинспекции — сотрудничество, доверие и безопасность.
— Служба в полиции и сложная, и интересная одновременно. Расскажите, чем вас привлекает работа, и с каким трудностями приходится сталкиваться?
— Начну с того, что трудности есть в любом деле, как на «гражданке», так и в силовых структурах. В нашей службе главное — приучение граждан к соблюдению Правил дорожного движения. Это просто необходимо, без всяких оговорок. С каждым годом машин на дорогах города и района становится все больше, а движение труднее и опаснее. Отмечу, что почти у каждого работающего жителя округа есть личный автотранспорт. Даже самое незначительное нарушение Правил дорожного движения может привести к возникновению аварийной ситуации. Помнить об этом и сохранять бдительность – задача каждого участника дорожного движения.
— Что можете сказать о ситуации, сложившейся на дорогах Шебекинского городского округа? С какими нарушениями приходится сталкиваться чаще всего.
— Сейчас погони – редкость. Проблемы чаще всего возникают в связи с вождением в нетрезвом виде, нарушением скоростного режима и правил обгона, непропуском пешеходов на переходе. Часто попадаются люди без водительского удостоверения. Многие продолжают водить и после лишения прав. Нарушая правила, люди пытаются избежать ответственности.
— Часто ли со стороны водителей бывают нарекания в адрес инспекторов ДПС? На ваш взгляд, каким должен быть идеальный инспектор дорожно-патрульной службы?
— Считаю, что он должен быть честным, открытым, справедливым и, безусловно, вежливым.
— Всегда ли причиной ДТП является нарушение Правил дорожного движения?
— Почти всегда. Прибавьте к этому невнимательность водителей и обоюдное неуважение друг к другу всех участников дорожного движения. Бросив иногда машину на стоянку в неположенном месте, водители не только нарушают правила, но и закрывают обзор другим водителям и пешеходам. Выскакивая на дорогу на крутом повороте, пешеходы вынуждают водителя резко тормозить, испытывая свой автомобиль на прочность. А, казалось бы, чего проще – остановиться там, где ты никому не мешаешь, перейти дорогу в том месте, где она отлично просматривается в обоих направлениях.
Кроме странных маневров на дороге у инспекторов вызывают подозрения запотевшие окна. Испариной они зимой и осенью покрываются из‑за наличия в салоне паров алкоголя. Кроме того, выпившие водители предпочитают ездить по вечерам с выключенными фарами и без подсветки приборов в салоне: их яркий свет режет пьяным глаза.
Не остаются без внимания инспекторов и дети в машине. Особенно, если они на переднем сидении или не пристегнуты.
— Есть ли особенности в поведении водителей в зависимости от возраста? Если да, то какие?
— Да, особенности в поведении водителей действительно прослеживаются. Если характеризовать водителей старше 35 лет, то это спокойные законопослушные люди, иногда даже «до скуки» законопослушные.
— Напоследок, какие советы вы дадите водителям при их остановке сотрудником ГИБДД?
— При остановке сотрудником ГИБДД не стоит забывать, что вы общаетесь с обычным человеком, выполняющим свою работу. Поэтому надо проявлять, прежде всего, доброжелательность, стараться избегать конфликтных ситуаций и своим поведением показывать, что вы готовы к диалогу.