Local Logo
Новости Шебекинского городского округа Белгородской области
96.11
+0.04$
105.69
+0.38
+10 °С, облачно
Белгород

Сталинский сокол. Герой Советского Союза Николай Сурнев отметил бы сегодня 100-летие

18 февраля 2023, 09:32ОбществоФото: личный архив Евгения Осташова

Уроженец шебекинского села Большое городище погиб в 1952 году при испытании самолёта МиГ-15 «бис».

Герой Советского Союза гвардии подполковник авиации Сурнев Николай Григорьевич. У него была одна любовь на всю жизнь – любовь к небу. Оно однажды, позвав его в полёт, уже не отпускало ни на одно мгновение. Он с благодарностью принял свободу полёта. И погиб – в полете. Смелый, красивый и преданный своему делу человек, настоящий рыцарь неба.

Крестьянский сын из шебекинского села Большое Городище был рождён, чтобы стать лётчиком. Природа щедро одарила его способностями и авиатора, отменно чувствующего грозную боевую  машину, и воздушного бойца, интуитивно оценивающего пространство и время воздушной схватки, меняющего их по своей воле, и  тактика во время ожесточенных боев, начав их  над  родным Белгородом  и закончив в небе австрийской столицы.

Родился Николай Сурнев 18 февраля 1923 года. Окончив в 1937 году  Большегородищенскую семилетнюю школу, поступил в Белгородский медицинский техникум. Но  в суровое предвоенное время каждый уважающий себя мальчишка мечтал летать и прыгать с парашютом. Профессия военного лётчика была окутана ореолом славы и романтики, а лётчик Чкалов был для всех кумиром. В то время в Белгороде открылся аэроклуб, и Николай «заболел» небом. Первый же полёт в небе захватил его полностью. Он понял, что летать – это его призвание. Дальше было все просто. За год до начала войны юноша был направлен в Чугуевскую военно-авиационную школу пилотов, где учился летать сначала  на самолётах конструктора Поликарпова УТ-2 и истребителе И-16, а затем на грозном ЯК-7Б с полным курсом боевого применения. угуевскую военно-авиационную школу сержант Сурнев закончил в декабре сурового 1942 года в южноказахстанском Чимкенте, куда она была перебазирована ещё в сентябре 1941 года.

Обстановка на фронтах оставалась  тяжёлой. Шли ожесточённые бои у стен Сталинграда, где решалась судьба не только Советского Союза, но и всего цивилизованного человечества. Николай по распределению был направлен сначала в 517-й ИАП, а затем в 18 -й отдельный учебно-тренировочный  смешанный авиационный полк 17-й ВА Юго-Западного фронта. Пилоты пока, бывшие курсанты, были объединены одной мечтой – быстрее на фронт. В числе других Николай обивал пороги штаба  с просьбой отправить в боевую часть. Но все заявления и рапорты долгое время оставались без ответа, а затем ответ оказался жестким и тоже однозначным, со ссылкой на указание Сталина: лётчиков-выпускников лётных школ на фронт брать только  после усиленной подготовки в тренировочных авиаполках. Лишь в августе 1943 года после целого ряда рапортов об отправке в действующую армию и взысканий за них, младший лейтенант Сурнев стал пилотом 866-го истребительного авиационного полка 17 Воздушной армии Юго-Западного фронта.

В том, что Сурнев – лётчик божьей милостью все увидели, когда  он  в первой для себя неравной воздушной схватке в августе 1943 года сбил вражеский  «Юнкерс». Тогда наши шесть ЯК-1  приняли бой против 22 немецких бомбардировщиков «Ю-87» под прикрытием 6 «Мессершмиттов-109». Несмотря на большое численное преимущество гитлеровских самолётов, наши лётчики смело  приняли бой  и заставили немецких пилотов сбросить бомбы, не доходя до цели. Но немецким асам удалось отрезать самолёт Сурнева от основной группы. Ещё через  минуту активного воздушного боя дело могло быть кончено, однако советский лётчик не стал выходить из боя, а наоборот – обрушил на немецкую авиацию всю ярость, открыв огонь  из пушки и пулемётов - через несколько секунд пылающий фашистский  стервятник с отваливающимся крылом загорелся и стал падать. В воздушном бою, кто быстрее выполняет маневры, тот и побеждает. Природа и родители наделили Сурнева отменным здоровьем и недюжинной силой. Изнурительные тренировки в авиашколе и природные данные позволили отточить летное мастерство до совершенства.

Тяжёлый бой выдался 1 октября 1943 года южнее села Великий Луг, когда шестёрка ЯКов вступила в бой с 12 Ме-109. Прикрывая действия своего ведущего, Сурнев заметил, как к нему сзади зашёл один из «мессеров». Сделав быстрый манёвр, он с одной очереди сбил его и  спас своего ведущего. После этого он участвовал в уничтожении ещё одного Ме-109, но пропустил атаку сверху и сам был ранен  в голову. Превозмогая боль, рискуя умереть от потери крови, которая заливала глаза, Николай Сурнев  из боя не выходил, продолжая сковывать своими действиями самолеты противника.  Всего в этом бою наши лётчики сбили пять вражеских самолётов и обошлись без потерь, а Сурнев, несмотря на ранение, произвел успешную посадку на своем аэродроме.

За два года непрерывных боев лётчик-истребитель Сурнев участвовал в Курской битве на белгородском направлении, в освобождении городов Изюм, Павлоград, Запорожье, в битве за Днепр, в боях по ликвидации Никопольского плацдарма, в Березнеговато-Снегиревской, Одесской, Ясско-Кишинёвской наступательных операциях, освобождал города Николаев, Одесса, Измаил, территорию Болгарии, Югославии, Венгрии и Австрии.

260 раз поднимал он в дымное небо войны свой истребитель. Участвовал в 67 воздушных боях и лично уничтожил 23 немецких самолёта, большое количество живой силы и техники противника.

Николай не раз попадал под огонь пушек вражеских истребителей и бомбардировщиков, его расстреливали зенитки с земли. Самолет его так часто чинили механики и так много переменили в нём частей, что без смены оставался только заводской номер, а он был таким везучим, что всегда выходил из боя победителем, и лишь однажды ему не совсем повезло.

14 октября 1944 года в небе Югославии самолет Як-9 Д, пилотируемый Николаем Сурневым, при вылете на штурмовку артиллерийских позиций противника в составе четвёрки ЯК в районе Белграда был подбит огнём ЗА. Выписка из  журнала боевых действий 288 иад за этот день выглядит достаточно скупо:  «Самолет ст. лейтенанта Сурнева загорелся в воздухе и с горящим мотором с курсом 90 градусов отделился от группы и ушёл. Место посадки экипажи не наблюдали». А в это время Сурнев, собрав волю и силу в кулак, предпринимал отчаянные попытки произвести вынужденную посадку. Ему это удалось. На горящем самолете, с заклинившими шасси, он приземлился, как говорят  в авиации, «на брюхо», в районе Смедерево  на территории, занятой партизанами Иосипа Броз Тито. Лётчик при приземлении получил сильные ожоги и ушибы. Когда его вытащили из кабины, он успел спросить: «Как самолёт?» и потерял сознание. Взрыва бензобаков и боекомплекта истребителя, Николай уже не слышал. Партизаны перенесли его в палатку и оказали медицинскую помощь. Когда лётчик  очнулся, раздались дружные возгласы радости, аплодисменты и стрельба из автоматов, винтовок и пистолетов в воздух. Среди дружественных славян он находился 18 суток. При прощание югославы подарили  ему на память  аккордеон. Покинул партизанский отряд Н.  Сурнев  вместе с советским представителем в Югославии и сразу же в родном полку приступил к боевым вылетам.

Довелось Николаю Сурневу воевать и против американцев. 7 ноября 1944 года союзники решили сделать «подарок» и группой в 50-60 самолетов «Лайтинг» у югославского города Ниш подвергли штурмовке находящуюся на марше колонну 37-й армии. Советские войска понесли потери в живой силе и технике, был убит командир 6-го гвардейского стрелкового  корпуса генерал Г. Котов… На отражение налёта  было поднято 10 самолётов 866-го ИАП, в том числе и звено старшего лейтенанта Сурнева. Как только самолёты взлетели, в наушниках раздалась команда: «В бой с американцами не вступать!» А как тут не вступать, когда «союзник» тебя расстреливает из всех видов вооружения? Мгновенно в воздухе над Нишем закрутилась «карусель». Часть американских самолётов пыталась блокировать советский аэродром и сбила на взлёте два ЯКа. В первой же атаке советские летчики уничтожили три «Лайтинга», а Сурнев, пройдя сквозь паутину огненных трасс, сблизился с ведущим союзников на несколько метров. То ли тот разглядел наконец красные звезды, то ли его впечатлила пушечная очередь ЯКа, сверкнувшая над самой кабиной, то ли понял немудреный жест, каким приветствовал его советский лётчик, но штурмовка была прекращена. Позднее американская сторона принесла извинения за инцидент, выразила соболезнования по поводу погибших.

Именно такие, выдающиеся, неординарные, способные бить врага почти без раздумий, но с умением, лётчики стали командирами и основой Военно-воздушных сил и войск ПВО после войны. Окончив Таганрогские высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава ВВС в 1948 году,  Герой Советского Союза, кавалер семи боевых орденов и шести медалей Николай Сурнев продолжил службу заместителем  комэска в 28-м ИАП ПВО. А затем был переведён командованием для дальнейшего прохождения службы в г. Орел, где дислоцировалась знаменитая 15-я гвардейская Сталинградская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого второй степени истребительная авиационная дивизия. Служил командиром эскадрильи в 472–м истребительном  авиационном полку ПВО, инспектором-лётчиком по технике пилотирования и теории полета дивизии, продолжал нести боевую вахту  по охране мирного неба.

В начале 50-х годов в авиационные полки города Орла стали приходить новые реактивные самолеты МиГ-15. Это был лучший самолёт в мире, и на таких истребителях летали лучшие боевые лётчики страны.  Николай Сурнев одним из первых в полку освоил пилотирование реактивным истребителем и одним из первых строевых лётчиков СССР получил квалификацию «Военный лётчик первого класса» - высшей в то время категории. Весной 1951 года Николай подал рапорт о зачислении на учебу в Военно-воздушную академию. Рапорт был удовлетворён. Но в дивизию поступила новая модификация самолётов МиГ-15 «бис». Согласно действующей тогда инструкции каждый новый самолёт, прибывший в дивизию с завода-изготовителя, должен быть облётан по соответствующей программе с записью в формулярах.  Инспектору-лётчику по технике пилотирования и теории полёта дивизии гвардии подполковнику Николаю Сурневу командование поручило провести войсковые испытания истребителя. Поступление в академию было отложено на лето 1952 года.

Полеты проходили и днём, и ночью, в разных метеорологических условиях. Сурнев проверял самолет на штопор, воздушную стрельбу по буксируемому конусу, на одиночный «воздушный бой». Задание командования необходимо было выполнить в сжатые сроки. Шла корейская война, где советские «МиГи» успешно противостояли американским «Сейбрам» и воевавшей в Корее дивизии прославленного аса И. Н. Кожедуба требовались самолёты с лучшими лётно-техническими характеристиками. Испытания подходили к завершению. Штаб дивизии начал готовить  представление на досрочное присвоение Н. Сурневу воинского звания – полковник. Друзья с иронией спрашивали: «Николай, когда получишь папаху, как будем обмывать?». Он  в ответ отшучивался: «Буду наливать в папаху каждому».

Этому не суждено было сбыться… 5 марта 1952 года при проверке характеристик устойчивости и управляемости на максимальных скоростях полета, МиГ-15 «бис», пилотируемый Героем Советского Союза гвардии подполковником авиации Николаем Сурневым на высоте 2000 м свалился в «валежку». В авиации - это самопроизвольное кренение самолёта на околозвуковых скоростях из-за недостаточной жёсткости крыла. В то время такая  особенность МиГ-15 на больших числах не была досконально исследована и известна. По свидетельству лётчиков дивизии - полковника Шапочка В. А., подполковника Жданович С. П., майора Сереженко М. Д. -  Сурнев до конца боролся с возникшей критической ситуацией, пытаясь спасти боевую машину, увести её от населённого пункта и не воспользовался парашютом. Операторы на земле приняли от него последнее, трагичное: «… Погиб…». Самолёт упал в семи километрах от рабочего посёлка Леденский Орловской области…

Он мог катапультироваться, наверное, мог. Он всё делал правильно, мог уйти от опасности, которую, безусловно, осознавал, уйти в любой момент, нажав на ручку катапульты. Но он был не из тех, кто впадает в панику, и сам, будучи строевым лётчиком и командиром,  учил своих  подчинённых не только авиационному ремеслу, но и готовности  к самопожертвованию, если это потребует создавшаяся обстановка. И в мирное время приходилось платить жизнями, как в настоящем бою.  Пожертвовав собой, он, Николай Сурнев, настоящий боевой лётчик, добыл новые знания, критически важные для «гонки вооружений». Почти тридцать лет использовался в советских ВВС самолёт- солдат - МиГ-15. Эту долгую жизнь дал самолёту в числе других и наш земляк – Николай Сурнев - в обмен на свою.

Героя похоронили на Троицком воинском кладбище города Орла. На траурной церемонии звезду Героя Советского Союза нёс его боевой друг и командир дважды Герой Советского Союза подполковник А.И. Колдунов – впоследствии Главный Маршал авиации, Главнокомандующий войсками ПВО СССР (1978-1987 г.г.). В прощальном слове, обращаясь к друзьям и родителям Николая Сурнева, он скажет: «О Коле Сурневе на нашем фронте ходили легенды. Он был отличным  другом, смелым и талантливым лётчиком, человеком с высокой внутренней культурой, личным обаянием и выдающимися нравственными качествами».

В память о Николае Сурневе названы улицы в родном селе Большое Городище, в городах Шебекино, Белгород, Орёл, Большегородищенская СОШ. Бюсты Николая Сурнева установлены в селе Большое Городище и на захоронении в городе Орёл на Троицком Воинском кладбище. До недавнего времени в Орле проводился легкоатлетический кросс памяти Н. Г. Сурнева, имя Героя носила пионерская дружина одной из школ города.  Ему посвящена повесть Владимира Муссалитина «В ясном небе». О Н. Г. Сурневе тепло отзываются в своих книгах Н. Н. Скоморохов «Боем живёт истребитель», Б. А. Смирнов «Небо моей молодости», Д. Д. Сырцов «Выбираю лобовую атаку», группа авторов под руководством дважды Героя СССР  Н. Скоморохова «17-я Воздушная Армия от Сталинграда до Вены». Имя Сурнева выбито на мраморных досках в мемориальных комплексах на Поклонной Горе в Москве, в Киеве на берегу Днепра, на Аллее Героев в городе Чугуев Харьковской области. Статья о лётчике помещена в английской энциклопедии «Асы Сталина».

В феврале 2013 года был образован военно-патриотический клуб «Крылья Белгородчины имени Героя Советского Союза Н. Г. Сурнева» на базе ДОСААФ  и общеобразовательной школы № 33 г. Белгорода. Его руководитель Ярослав Миронюк – бывший военный, участник Афганской войны, кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР». Двадцать лет отслужил в Военно-Воздушных Силах, потом, в 1994 году, уволился и приехал в Белгород. Около сотни ребятишек под его руководством  изучают  азы лётного дела, парашютно-десантной подготовки, славные страницы истории нашей родины. Ежегодно ребята выезжают в Орёл для совершенствования лётной и парашютной подготовки, для выполнения ознакомительных работ на планере. Особое место в работе авиационного лагеря при нахождении в Орле  отводится посещению места захоронения Николая Сурнева на Троицком воинском кладбище, возложению цветов к его бюсту.

Ярослав Миронюк и бывший командир истребительного  авиационного полка на Дальнем Востоке полковник в отставке Владимир Черенков, военный лётчик первого класса, награждённый за ратные подвиги орденом Красной Звезды, стали инициаторами присвоения имени Н. Г. Сурнева  военно-патриотическому клубу. Вместе с курсантами и учащимися школы № 33 г. Белгород  в апреле 2015 года они посетили родное село Героя и школу, носящую его имя, провели урок мужества, посвящённый героизму советских лётчиков. А в мае 2019 года ими был организован патриотический автопробег, посвящённый памяти герою-лётчику Николаю Сурневу.

Добрые дела не остаются незамеченными. Низкий поклон и огромное человеческое спасибо им  от жителей Большого Городища. Есть место в нашей Великой России таким понятиям как отзывчивость и человечность.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Евгений Осташов
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество7 октября , 14:57
Вячеслав Гладков поручил выплатить по три МРОТ сотрудникам НКО в приграничье
Материал
Общество7 октября , 12:47
Вячеслав Гладков рассказал о работе межведомственных комиссий в Белгородской области
Материал
Общество6 октября , 14:40
Вячеслав Гладков: на социальные контракты в следующем году будет направлено 1,5 млрд рублей