Огромное количество молодых людей мечтает служить в морской пехоте. Это элитные войска, которые отличаются своей многофункциональностью и разнообразием решаемых задач, как на воде, так и на суше. Стать морпехом – задача не из лёгких. Придётся пройти серьезный отбор и выдержать суровые испытания. Шебекинец Евгений Лоскутов стал морским пехотинцем не по своей прихоти, а скорее по воле судьбы.
Евгений родился на Урале в городе Губаха Пермского края. Отец работал шахтёром, мама — акушеркой. Когда мальчику было десять лет, семья переехала жить в Шебекино. Здесь Евгений пошёл сначала в седьмую школу, а потом в третью, из которой и выпустился во взрослую жизнь. Тогда он ещё не знал, сколько интересных сюрпризов она ему готовит.
С раннего детства Евгений мечтал связать свою судьбу с военной службой. Именно поэтому после окончания школы он отправился поступать в Орджоникидзевское высшее общевойсковое командное училище. Его решение поддержали и в семье. Это был 1990 год, в стране полным ходом шли масштабные изменения. Евгений отправился учиться в город Орджоникидзе, а приехал уже во Владикавказ. Межнациональные конфликты начинали набирать обороты, предвзятое отношение к русским стало проявляться во всех республиках СССР и в кавказском регионе в частности. Во многом из‑за этого и также ряда других причин Лоскутов бросил училище и вернулся домой.
«Ещё до принятия присяги понял, что я домашний мальчик, так сказать, маменькин сынок, а жизнь военного — это не моё. В детстве я даже ни разу не ездил в летний лагерь, всё лето проводил с бабушкой. А помимо этого начались межнациональные разборки, большую часть курсантов составляли ингуши, осетины и другие кавказцы. Русским в такой ситуации, мягко говоря, было небезопасно. Я пробыл в училище всего пару месяцев и уехал домой. Мама, конечно, отнеслась к этому спокойно, а вот отец был в бешенстве, ещё долгое время обижался и злился, что я принял такое решение», — вспомнил Лоскутов.
Но прошло совсем немного времени и сначала не стало страны, а потом было расформировано и военное училище. Вернувшись домой, Евгений поступил в ПТУ №13, но проучился там всего год. Хотел поступить в Харьковский авиационный институт, но завалил вступительные экзамены. И в это же время получил повестку в армию.
Его распределили в центральный флотский экипаж — ныне расформированную войсковую часть 40135. Расположен он был в Москве в районе Тушино. Батальон сопровождения воинских грузов — часть центрального подчинения — относился к морской пехоте, военнослужащие носили нарукавный штат морской пехоты. Но через несколько недель Евгений и ещё несколько призывников были отправлены в «учебку» в город Острогожск Воронежской области. Полгода пролетели незаметно. После «учебки» всю группу в которую входил и Лоскутов отправили в Мурманскую область, а уже там, на сборном пункте, солдат распределяли по частям. Евгений был отправлен отдавать долг Родине на полуостров Рыбачий — это самая северная точка материковой России. Он расположен в ста километрах от Мурманска. Там, в отдельном береговом ракетном полку, морпехи охраняли важные стратегические объекты в Баренцевом море.
«Воспоминаний от службы очень много, всего и не рассказать. Были и стрельбы, и дежурства, и ночные тревоги. Вообще, наверное, всё как у всех. А что касается воспоминаний, связанных конкретно с морем, то тут сразу на ум приходит БДК. Большой десантный корабль я не забуду, наверное, никогда как и многие мои сослуживцы. Морская пехота — это элитные войска, выправка у всех на высшем уровне. Но в БДК и она не помогала, при транспортировке в нём укачивало так, что тошнило даже самых крепких ребят. А ещё я хорошо помню, что летом в БДК очень жарко, практически нечем дышать, а зимой так холодно, что зуб на зуб не попадает», — рассказал Лоскутов.
Лоскутов был отличником армейской службы, проявив свои лучшие качества человека и солдата. Поэтому задолго до демобилизации ему предложили остаться в армии на контрактной основе. Но он отказался, не захотев связывать свою судьбу с погонами. И судьба снова сыграла с ним злую шутку.
После службы, вернувшись домой, Евгений долгое время не мог найти работу. На дворе стоял 1993 год. Ни работы, ни зарплаты, страна впала в период глубокого кризиса. Многие друзья и одноклассники Лоскутова столкнулись с той же проблемой и устроились работать в органы внутренних дел. Евгения позвали в налоговую полицию, где он проработал семь лет. За это время он успел закончить юридический университет, появилось желание работать следователем. Поэтому из налоговой полиции перешёл на службу в милицию. Но его мечта осуществилась не сразу. Первым его опытом стала должность участкового уполномоченного милиции в районе мелкомбината.
В 2004 году в составе шебекинской оперативной группы сотрудников МВД он отправился в командировку в Курчалоевский район Чеченской республики. К тому времени обстановка на Северном Кавказе стабилизировалась, две чеченские войны были позади, но опасность по‑прежнему присутствовала, ведь отдельные группы боевиков продолжали скрываться от федеральных войск в горах.
«Помню был случай, когда из воинской части пропал радист вместе с рацией. Я, как следователь, возглавил поиски. Через какое‑то время мы наткнулись на его обезглавленный труп в лесу. Я сразу направился к нему для осмотра и описания места преступления. Опыта работы в таких условиях у меня ещё не было. Хорошо что с нами были опытные офицеры, один полковник схватил меня за руку и оттолкнул от трупа. Я сначала ничего не понял. Потом бойцы объяснили мне, что чеченцы часто подкладывают под убитых гранаты и взрывчатку. В данном случае ничего подобного не было. Но, как говорится, бережёного Бог бережёт», — сказал Евгений Лоскутов.
Этим летом служить в Чечню отправляется его сын. Он заканчивает Московское высшее общевойсковое командное училище и уже получил распределение в северо-кавказскую республику, где начнёт свою службу в должности командира мотострелкового взвода. А дочь успешно учится в Воронежском государственном медицинском университете имени Н. Н. Бурденко и мечтает стать реаниматологом.
«У меня двойняшки, сын и дочь. Очень их люблю и горжусь ими. Они уже взрослые, каждый живёт своей жизнью, но меня не забывают, видимся с ними при первой возможности, — отметил Евгений.
Сейчас Евгений Лоскутов работает в частном охранном предприятии. Он имеет несколько наград, знак «Ветеран боевых действий на Кавказе», медаль «За безупречную службу» и другие. На протяжении многих лет Евгений является активным участником клуб ветеранов Военно-Морского флота «Альбатрос». Лоскутов поёт в хоре клуба, а также занимается патриотическим воспитанием юных шебекинцев. Очень важно, что человек такой интересной судьбы может поделиться своим опытом с подрастающим поколением.