Красное знамя31

Шебекинец Сергей Лукьянов подарил старой технике вторую жизнь

26 ноября 2020, 08:08ОбществоФото: Тарас Приказчиков

Он собрал более 20 автомобилей и мотоциклов.

Каждый из нас когда‑то имел какую нибудь собственную коллекцию, кто‑то собирал фантики от жевательных резинок, кто‑то пробки от пивных бутылок, кто‑то значки, а кто‑то монеты. Полёт фантазии здесь, как говорится, не ограничен. Но это всё было скорее увлечением детства и юности, а потом, на каком‑то этапе жизни, коллекции переставали увеличиваться либо вовсе менялись, например, на CD-плееры, а интерес к коллекции и вовсе пропадал. Однако когда ты начинаешь что‑то коллекционировать в осознанном, зрелом возрасте, то это становится для тебя чем‑то особенным, важным, без чего ты уже не можешь представить своей жизни. Для того чтобы стать коллекционером, нужно быть человеком редкого энтузиазма, особого таланта, а к своему увлечению иметь неисчерпаемую любовь. Именно таким является Сергей Лукьянов. Он коллекционер ретро-автомобилей, известный в Белгородской области реставратор.

Сегодня коллекция Лукьянова насчитывает 11 автомобилей, которые полностью восстановлены и на ходу. Среди них такие модели как ГАЗ-67; ГАЗ-69; ГАЗ-51; ГАЗ-63; ГАЗ-66; ГАЗ-52; ГАЗ-53; ГАЗ-21 и другие. В виде «металлолома» он имеет ещё несколько автомобилей. Пожалуй, самым интересным экземпляром среди них является «Москвич-400» 1951 года выпуска, но ему ещё только предстоит путь от ржавого железа до уникального экземпляра коллекции.

Помимо автомобилей в коллекции Сергея Лукьянова есть мотоциклы, 12 полностью восстановленных и готовых к поездкам железных коней. Среди них такие модели как «Восход» всех серий, «Минск» две серии, военный ИЖ-49 1958 года, как и Лукьянов, его он сам себе подарил на 60-летие, и другие. Ещё около 10 мотоциклов ждут не дождутся, когда к ним прикоснутся «золотые руки» Лукьянова, и они снова будут в строю. Среди «ожидающих» есть один очень редкий и интересный экземпляр М-71, при выпуске которого за основу был взят немецкий мотоцикл времен войны БМВ Р-71. Мотоциклы, вообще, можно назвать первой любовью Лукьянова. Как признается он сам, с них‑то всё и началось.

«Это было где‑то в 1972 году, мне тогда только 14 лет исполнилось. Я собрал первый мотоцикл — «Восход». Раму купил в одном месте, двигатель в другом, так постепенно покупая запчасти я его и собрал. Семья у нас была не бедная, при желании родители могли позволить купить мне новый или как минимум подержанный мотоцикл. Как признавалась позже мама, они просто переживали за меня и не хотели что бы я где‑нибудь разбился. А тут я стал приносить домой запчасти и стал из них собирать мотоцикл. Никто особо не верил в то, что у меня получится «поставить его на ноги»,- рассказал Сергей Лукьянов.

А любовь к технике, судя по всему, передалась Лукьянову с генами. Его отец всю жизнь проработал водителем, во время войны был танкистом и очень хорошо разбирался в любых механизмах.

Родился и вырос Сергей Лукьянов в селе Новая Таволжанка, там же закончил школу. Поступил в Шебекинский автотранспортный техникум, где получил водительские права, производственную практику проходил в Белгороде, в автоколонне «Старт». После техникума работал водителем на Новотаволжанском сахарном заводе. А в 1977 году его призвали в армию. Два года служил в ракетных войсках стратегического назначения, был водителем. Вернувшись домой из армии, крутил баранку машины в Шебекинской автоколонне №1466. 

Потом Лукьянов открыл своё дело, занимался грузоперевозками по области и стране, был дальнобойщиком. Свободного времени практически не было. И вот десять лет назад свой, так сказать, отлаженный бизнес он променял на, как многие бы выразились, «автохлам».

«У меня тогда появилась мечта, найти и восстановить ГАЗ-67. Но я долго не мог его найти. Были варианты в других регионах, но дорого стояли, либо были очень далеко, например, в Оренбурге и Омске, а оттуда транспортировка недешёвая. Всё это время занимался другими авто. И вот в прошлом году друг сказал, что есть неплохой вариант в Новооскольском районе в деревне Шараповка. Мы поехали, посмотрели, оценили «масштаб трагедии» и забрали его. Эта модель выпускалась с 1943 по 1953 года, мой 1948 года выпуска. В течении следующих девяти месяцев я работал над его восстановлением, «колдовал»: ободрал до голого металла, разобрал, порезал, вычистил до блеска, покрыл химией против ржавчины, покрасил и собрал заново. Запчасти в комплекте, оригинальные заводские, были практически все, но что‑то пришлось заказывать через интернет и поставить не родное, например, левую фару, она с мотоцикла. Брезентовый тент мне помогали шить друзья. А так все остальные работы делал самостоятельно. Теперь этот ГАЗ-67 является «жемчужиной» моей коллекции», — вспомнил Лукьянов.

 

Фото: Тарас Приказчиков

Вообще, при реконструкции авто часто в расход идут три или четыре машины, из которых собирается одна. Конечно, найти деньги на столь дорогое хобби непросто. Но, если получается скопить нужную сумму или помогают спонсоры, коллекционер не скупится. А его главным помощником и спонсором является его мама Раиса Лукьянова. 

«Это дело хорошее. Он у меня не пьёт и не курит, а на технику денег не жалко. Всё, что он у меня берет на своё увлечение, всегда возвращает, хотя я и не прошу его об этом», — говорит Лукьянова.

Жена, дети и внуки тоже разделяют увлечение главы семейства. И помогают кто чем может. А на большие праздники, такие как День Победы, День Прохоровского сражения, День освобождения Белгорода, всегда выбираются все вместе. Так что техника Лукьянова не просто пылится в гараже под навесом, а участвует в праздничных парадах и мероприятиях, радуя окружающих. Причем всё это Лукьянов делает на безвозмездной основе.

«Первый раз мой автомобиль принял участие в праздновании Дня Победы в 2013 году. А на следующий год уже три машины. Теперь это стало доброй традицией. Денег за аренду автомобилей я не беру. На бензин, если дадут, я и тому рад. И продавать свою коллекцию тоже не намерен. Хоть мне и предлагали за некоторые автомобили и мотоциклы очень большую сумму», — отметил Сергей Лукьянов. 

Вся техника у Лукьянова официально зарегистрирована и стоит на учёте. Он платит за неё налог и страховки. Выходит, конечно, достаточно накладно, но его это не останавливает. Самая большая мечта коллекционера – открыть музей ретротранспорта. Концепция уже почти готова. В ней есть и идея патриотического воспитания, и образования молодёжи. Осталось найти спонсоров для её воплощения в жизнь.

«Это должна быть не просто выставка, а музейно-технический комплекс со своим автодромом и автомастерскими – Сюда смогут приходить семьи с детьми, что‑то мастерить, учиться рулить, студенты будут практиковаться. Просто хочется, чтобы следующие поколения могли не только увидеть в компьютере технику, на которой ездили их деды и прадеды, но и потрогать их, завести, прокатиться», — сказал Сергей Лукьянов.

 

Авторы:Тарас Приказчиков