Ольга Литвинюк родилась и выросла в Шебекино. Закончила школу №4 с серебряной медалью, с одной только четвёркой по химии. Занималась гимнастикой. Высшее образование получила в Белгородском институте искусств и культуры. Ни много, ни мало, шесть лет там были положены, чтобы освоить профессию дизайнера-графика. Какое‑то время Ольга жила в Белгороде и в Москве. А потом вернулась на малую родину.
Её работа началась в Центре культурного развития с 2018 года. Сначала на полставки, потому как на руках была совсем ещё маленькая дочь Валерия. Сфера деятельность была новая, но не незнакомая. К этому времени Ольга уже успела поработать в рекламном агентстве дизайнером, в техникуме — руководителем производственной практики по специальности «ландшафтный дизайн».
Мы общались с Ольгой в помещении, где ранее работала фотостудия. Там пришлось делать интерьерные перестановки «под себя», потому как это было абсолютно другое направление.
« Мне нравится здесь. Мой кабинет со своими материалами, личными работами. Мои дети, к которым я уже прикипела. Нет ощущения, что я работаю на кого‑то. Набор в студию «Винтаж» начался в марте. В конце учебного года это было непросто. Ездила по образовательным учреждениям с макетами-листовками, рассказывала о том, чем буду заниматься с детьми, — поведала моя собеседница. — Вскоре небольшим составом приступили к творчеству. А с сентября благодаря «сарафанному радио» набрался полноценный детский коллектив. Приятно осознавать сегодня, что в студию сейчас очередь. Она популярна. В ушедшем 2020 году мой воспитанник Тимофей Графин был удостоен подарка от партии «Единая Россия» за свою активную творческую деятельность».
В начале да и сейчас в студию попадают все желающие. Ведь, как считает её руководитель, научиться можно всему. Нет такого понятия, например, «я — не рисующий». Это труд. В учёбе есть свои правила и законы. Если следовать им у мальчишек и девчонок всё получается. «Базу» освоить может любой ученик. А грамотное применение знаний, как утверждает Ольга, поможет и в дальнейшей жизни, трансформируясь в бытовые умения.
Творческая работа с детьми начинается с мастер-класса. То есть, сначала учитель показывает, как надо начинать свою работу на одном изображении. Кто‑то что–то другое подмешает, кто‑то мазок не так сделает и все работы получаются индивидуальными. Два домика, две птицы вроде бы похожи, но совершенно разные. Есть занятия, когда рисуют на заданную тему. А вот социальные темы — довольно сложные в раскрытии. Их, как правило, дают на различных конкурсах.
Творческая группа сейчас разделилась на старшую и младшую, по двенадцать человек. Для них всё укомплектовано по принятым стандартам. Подобные занятия не ведутся для большего количества человек. У них разное время, своё расписание и учебная программа. Занятия проходят дважды в неделю по 90 минут с небольшими перерывами. Дополнительные занятия проходят в другом зале для самых маленьких дошколят, с четырёх лет.
Помимо студии «Винтаж» Ольга руководит несколькими клубами для людей с ограниченными возможностями здоровья. В них занимаются шебекинцы разных возрастов и весьма успешно — каждый клуб раз в две недели. Это бесплатно.
«Я не верю в «не талант». Обычно априори сталкиваюсь с рьяным желанием детей у меня заниматься. В чём вся «фишка» дизайна – это не студия рисования. Здесь лепят, занимаются бумагопластикой и основами декора помещения (работами оформлен кабинет), выполняют различные коллективные работы, — рассказала Ольга. — Моя задача дать им попробовать себя в разных техниках. Июньские занятия проводили пленэрами. Делали пейзажные, ботанические зарисовки, учились плести венки. В конце года ребята выполняют итоговую работу на выбранную тему, там вольны её отразить в той технике, которая за год понравилась. Рисунок, поделка, коллаж и другое. Вся «соль» в разносторонности: учиться дизайну и применять полученный опыт на уроке. Важно, на занятия приносить хорошее настроение. Мой девиз по жизни — «Стараться видеть во всем положительные моменты». Может быть, поэтому моя любимая книга «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери».
В условиях пандемии проходили мероприятия по обмену знаниями с Домом ремёсел. «Творческая лаборатория» давала новое дыхание студии. Была освоена техника «шерстяной акварели». Было сложно вести работу студии без детей. Приходилось фантазировать, создавать какой‑то удачный контент в социальных сетях, стали осваивать онлайн-конкурсы.
Сейчас дети с удовольствием занимаются Handmade-открытками (открытки своими руками). С участниками клуба Ольга Литвинюк мастерила ключницы: делала деревянные спилы, на них лепили цветы, листочки, вкручивали крючки. Занималась садовой скульптурой. Изготовленные бетонные изделия, сделанные своими руками, можно было поставить в своём саду или преподнести в подарок близкому человеку.
В старшей группе уже видны будущие художники. Например, закончив обучение в студии в прошлом году, её ученица поступила в педагогический колледж, в будущем станет учителем рисования. Ведь это показательно в том смысле, что работа приносит очевидный положительный результат.
Многое художница усвоила для себя в студенчестве, что‑то опытным путем. Ей очень близка скульптурная живопись. Дома есть работы в этой технике, у друзей и родных — все в восторге. Старается детям тоже преподавать, но это довольно сложно освоить. Самостоятельно технику осваивала в Москве. Всё накопительное. На мой вопрос о том, где все‑таки черпаются знания, она ответила так:
« Дочь у меня не из серии рисующих, она ходит на танцы. А я сама в папу. Творческая жилка во мне от него. Он заканчивал художественную школу, рисовал. Навсегда остались детские воспоминания, когда папа нас с мамой необычно поздравлял с 8-м Марта. На стекле межкомнатных дверей дома рисовал гуашью открытку и цветы. Это был прямо обязательный пунктик в нашей семье. Он как‑то после больше связал жизнь с черчением, со строительным делом. Но творчество во мне по его линии».
А мама у моей героини прагматик. Она категорически была против поступления дочери в институт искусств и культуры, от слова совсем. В семье была драма, говорилось «Рисуй, сколько тебе влезет в свободное время, но иди при этом получай достойную профессию, тем более с твоей головой и медалью». Проработав всю жизнь в службе занятости населения, устраивая людей на работу, мама твердила, что никому такой специалист не будет нужен, за это не будут платить достойную зарплату. Мечту родителя стать врачом, дочь разбила в пух и в прах твёрдым решением идти своим путем, не предав себя и своё призвание. Только когда свершилось поступление на бесплатное обучение, мама смирилась.
«Получается, что я доказала ей обратное. Теперь она поддерживает меня во всём. Конечно, я устаю. Работа с детьми требует особого подхода и внимания. Тем не менее, в том, что «это кому‑нибудь нужно», я не сомневалась никогда, — рассказала Ольга. — В работе с детьми важно их любить, они это чувствуют тонко. Стала ловить себя на мысли, что по ним скучаю. Когда я была на больничном, они записывали для меня поднимающие настроение видеоролики. Это трогает. Наше общение, безусловно, выходит за рамки студии. Так и должно быть. По себе могу сказать: когда училась в институте, у нас на равных можно было вести диалог с любыми преподавателями независимо от их регалий. Я того же хочу от своих воспитанников. Чтобы они понимали, что нет главного и кого‑то второстепенного, а все — творцы и художники. Важно каждое мнение. Возможно, поэтому у меня нет проблем с их поведением, все у меня воспитанные».
К началу занятий Ольга уже успевает переговорить практически с каждым ребёнком, узнать новости. Своему учителю дети доверяют, делятся секретами. И это не остаётся без внимания. Несколько раз в год дети проходят тест «Рисунок семьи». В творчестве ребёнок раскрывается. «Мама нарисована выше папы, не потому что она выше или больше, а потому что она ребёнку важнее, он по ней сильно скучает, её мнение авторитетнее». Самый простейший тест. Девочка рисовала семью, где есть мама, папа, она и сестра. Много рассказывала о сестре, что она младшая, другие подробности. На деле оказалось, что сестры нет, а ей бы очень хотелось её иметь. Рисунки, как оказывается, помогают отследить изменения в ребёнке, его чувства. По словам Ольги, это комплексная работа, и на это обращаешь внимание, когда постоянно в этой кухне варишься.
Есть в её работе, на мой взгляд, ещё одна положительная сторона. Она занимается проектом «Арт–прививка».
« Я была с этим проектом в областном наркологическом диспансере в 2020 году. С уверенностью могу сказать, что это нужно людям. Занимаясь творчеством, больные выплескивают негативные эмоции. Заходя в мечтательные мысли, они психологически расслабляются, у них налаживаются функции организма. Это целое направление. Мы сейчас не можем реализовывать всё задуманное в том масштабе, в каком хотелось. Здесь много тонкостей и сложностей, дело всей команды», — рассказала моя героиня.
Ольга не собирается менять свою работу ни на что другое, тем более было что с чем сравнить. Она не жалеет ни о чём. Заявила уже о себе как о художнике, организовав три персональные выставки. Старается всесторонне развиваться и не видит для этого никаких ограничений. Тем более что любые идеи приветствуются и поддерживаются руководством ЦКР. Признаётся, что атмосфера в коллективе «что‑то придумать и реализовать» витает в воздухе. Надеется, что задуманные проекты будут воплощены в жизнь.