Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:52, 27 февраля 2019

Шебекинец Сергей Ковтун: «В боевых действиях не участвовал»

Шебекинец Сергей Ковтун: «В боевых действиях не участвовал»Фото: pixabay.com
  • Статья

Конечно, он скромничает, ведь ему есть что вспомнить об Афганской войне.

Попал Ковтун в Афганистан из авиационной части в Чернигове, где уже отслужил несколько месяцев. В сороковой армии, которая уже начала боевые действия в Афганистане, налаживали надежную связь. Понадобился опытный водитель ЗАС.

ЗАС – это автомобиль, начиненный самой современной аппаратурой засекречивания связи. Как известно, первое время воинские части поддерживали в основном радиотелефонную связь, причем открытым текстом. В результате перехвата таких переговоров наши части на марше стали попадать в засады. Нужна была надежная и «закрытая» связь. Ее и обеспечивали станции ЗАС.

Шебекинец Сергей Ковтун: «В боевых действиях не участвовал» - Изображение Фото: Виктор Павлов

К моменту отправки в Афганистан Сергей был уже опытным водителем, успевшим поработать до армии в народном хозяйстве. Это определило его судьбу при выборе кандидатуры в азиатскую республику. В Кабуле, где он начинал свою службу, его определили водителем группы ЗАС. Это ГАЗ-66 с прицепом. Располагалась его отдельная рота связи и радиотехнического обслуживания авиации непосредственно в столице страны, неподалеку от резиденции Амина. И обслуживала 280-й отдельный вертолетный полк.

Этот полк в афганских событиях начал использоваться ещё до ввода наших войск в страну. Перевозил оружие и боеприпасы для афганской армии из Советского Союза. А с вводом наших сил стал работать, поддерживая наши части и сопровождая колонны. А связь с командованием этой части как раз и поддерживала ЗАС Ковтуна. Если вертолетчики сопровождали колонну, то вместе с этой колонной шла и машина группы Ковтуна. Когда связисты разворачивали станцию для работы, на водителя возлагалась обязанность её охраны. Если не стоял на посту, занимался обслуживанием автомобиля.

«Через некоторое время меня вместе с группой ЗАС перевели в Кандагар, где также летали вертолетчики 280 полка. Они держали под контролем так называемый южный пояс – магистральное шоссе и прилегающие к нему районы. Связь в горной местности была делом непростым. Её‑то и обеспечивали связисты группы ЗАС, — вспоминает Ковтун. — Уже в марте–мае 1980 года боевые действия разворачивались в провинции Кунар, в Панджшерском ущелье, в районе Файзабада, Тулукана, Баглана, Джелалабада».

И лётчикам работы хватало. А вместе с ними и связистам. Потому что, когда шли операции, группа ЗАС передвигалась поближе к месту работы вертолетчиков. В это время работали либо телеграфисты, либо радиотелефонисты. У водителей пауза. Тем более, что поблизости, как правило, душманов не было.

Из всех операций, в которых пришлось принимать участие связистам, Сергею больше всего запомнилось сопровождение колонны через перевал Саланг. Езда по горным серпантинам — вообще дело нелёгкое. А когда сзади еще и тяжёлый прицеп, то напряжение не отпускает всю дорогу. Даже о возможных засадах и обстрелах забываешь.

Колонна состояла из сорока автомобилей. Над нею постоянно висели вертолёты. Когда автомобиль Ковтуна был уже на перевале, последние еще ползли внизу.

В общей сложности Сергей Ковтун прослужил в Афганистане восемь месяцев. Пролетели они как один миг.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×