Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Баннер лидеры
08:51, 21 февраля 2021

Ветеран боевых действий Евгений Осыка: «Встретил три Новых года в Афгане»

Ветеран боевых действий Евгений Осыка: «Встретил три Новых года в Афгане»Фото: Тарас Приказчиков
  • Статья

Он завершил службу в армии 37 лет назад, вернулся в родной город Шебекино из далёкого Афганистана. Но эта страна до сих пор осталась в его памяти.

Дни, проведённые там, глубокой раной запеклись на сердце. Иногда нахлынут воспоминания о непростых для него и его сверстников годах, о боевых товарищах, вернувшихся и не вернувшихся с той необъявленной войны. Евгений больше двух лет служил водителем в батальоне РЭБ (радиоэлектронной борьбы) и за это время совершил не один десяток опасных рейсов по дорогам Афганистана.

Родился Евгений Осыка в селе Зимовенька. В 1971 году они с родителями переехали в Шебекино. Учился во второй городской школе, а закончил четвёртую, где проучился два последних года. После устроился на завод «Пульт». И одновременно учился на курсах водителей в автошколе ДОСААФ. Был призван в армию 2 октября 1982 года. Учебная часть, куда распределили Евгения, базировалась в городе Усть-Каменогорск, что в восточном Казахстане.

«В армию забрали в автобат, водителем. Я как раз перед этим закончил обучение и получил права. В «учебке» мы пробыли всего три месяца. В одну из ночей конца декабря нас подняли по тревоге, погрузили в машины и отвезли на аэродром, посадили в самолёт. Всё прошло быстро. И приземлились мы уже в Кабуле», — вспомнил Осыка.

Уже на аэродроме вновь прибывшее пополнение разобрали по частям. Евгения определили водителем бензовоза в батальон РЭБ. Кому‑то может показаться, что служить водителем в армии, тем более в условиях боевых действий, это благое и менее опасное занятие. Но на самом деле желающих поменяться местами с военными водителями, перевозившими по заминированным и регулярно простреливаемым из засад афганским дорогам разные грузы, в том числе горючие и взрывоопасные, вряд ли было много.

«Ездили в основном колоннами. От точки А в точку Б без остановки. Впереди бронетранспортер или танк с противоминными катками, потом автомашины. У каждого автомобиля на бампере закреплено бревно. Если вдруг впереди автомобиль подбит, его сразу сталкивают на обочину. Бревно для того, чтобы радиатор не повредить. Попадали в засады или подрывались на фугасах. Остановится колонна, и с автомашин пехота врассыпную по кустам. Только и слышишь хлопки. Один, другой, взрывы… Дороги были разные. Чаще по руслам пересохших рек, по песку в пустыне, по ущельям передвигались, но был и асфальт. Но, вообще, дорогами это всё назвать можно только условно», — рассказал Евгений.

За время службы было много разных случаев. А жизнью приходилось рисковать постоянно. Но всё это Евгений вспоминает со скромностью, не причисляя себя к героям.

«Я, как и тысячи молодых парней моего поколения, просто выполнял свой долг на этой войне. И считаю, что с этой задачей мы справились достойно», — отметил Евгений.

Евгению, как военному автомобилисту, оказались по плечу самые трудные рейсы. Так получилось, что водители находились в условиях Афганистана на самом острие жизни. Эта профессия стала едва ли не самой героической.
В Афганистане нет железных дорог. А продовольствие, горючее, медикаменты нужны всюду. Уходили колонны в рейсы, которые длились по несколько суток и даже недель. Приходилось ночевать там, где их заставала ночь, а кабина автомобиля — что стены родного дома. От военного водителя всегда требовались самообладание, шофёрское мастерство и личная храбрость.

О быте Афганской воны Евгений вспомнил с теплотой, в прямом и переносном смысле. Иногда жара была просто страшная. Жили в палатках. Питались на базе хорошо. В основном консервами — килькой и минтаем в томатном соусе, консервированным картофелем в банках, тушенкой, сухарями из жестяных банок.

«Днём, когда стояла сильная жара, пить воду было нежелательно. Выпил стакан, и начинается сильное потоотделение, которое может привести к обезвоживанию или тепловому удару. Поэтому пили, как правило, утром и вечером. Трудно было к этому привыкнуть», — вспомнил Осыка.

В феврале 1985 года Евгений демобилизовался. В общей сложности он отслужил два с половиной года из положенных двух.

«Сложилась такая ситуация, что мне уже дембель пришёл, а пополнение новобранцев ещё не прибыло. Заменить меня было некем. Так и получилось, что я служил ещё полгода. Три Новых года я встретил в Афганистане«учебке», — рассказал Евгений Осыка.

Сейчас Евгений Александрович трудится в спортивном комплексе «Юность» и часто в неформальном общении с молодёжью делится своими воспоминаниями. Тем самым внося свою маленькую лепту в патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Афганистан. Риск и опасность, мужество и героизм, боль утрат и слёзы матерей — вот, пожалуй, далеко не все ассоциации с войной, которая растянулась на долгие годы. Во время военных действий с участием советских солдат многие всерьез сомневались в необходимости выполнения интернационального долга в этой стране. Однако время все расставило по своим местам. 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×